В 1829 году седьмым президентом США стал южанин Эндрю Джексон – горячий сторонник решения индейского вопроса путем депортации краснокожих куда подальше. Ровно 185 лет назад он подписал «Закон о переселении индейцев», положивший начало Дороге слез. Коренное население Америки было депортировано с тех территорий, на которых проживало веками.
Одна страна – две системы
Наши жилища разрушают и жгут, наши ограды сносят, на наши поля выгоняют скот, а нас самих бьют плетьми, заковывают в ручные и ножные кандалы и всячески оскорбляют
Жаркие споры по поводу того, что же делать с индейцами, шли с самого начала американской независимости. Джордж Вашингтон полагал, что индейцев можно цивилизовать и интегрировать в американское общество, Джефферсон настаивал на том, что контакты с европейцами только губят коренное население и лучше бы его отселить на необжитые земли, выплатив значительную компенсацию. При этом сам характер отношений между индейцами и колонистами на Севере и Юге страны значительно различался.
Начнем с Севера. Приход в регион колонистов чрезмерно усилил Конфедерацию ирокезов, которые быстро переняли европейскую тактику войны и легко освоили огнестрельное оружие. Все это привело к тому, что ирокезы занимались откровенным геноцидом всех остальных племен, выталкивая их на север или запад, но потом совершили роковую ошибку, а именно: во время Войны за независимость сделали ставку на Лондон. После поражения британцев ирокезы попытались объединиться с другими племенами (терроризируемыми ирокезами до этого) и создали Западную Индейскую Конфедерацию, которую Британия снабжала оружием. Война Конфедерации с США длилась десять лет – с 1785 по 1795 год – и завершилась установкой границы, к западу от которой европейцы не имели права селиться – там начинались индейские территории. Однако многие вожди не признали мирного договора, и в 1812-м, когда началась англо-американская война, снова выступили на стороне Англии.
Постоянное участие в войнах (как с европейцами, так и между собой) и завезенные из Старого Света болезни (в первую очередь оспа, которую индейцам зачастую подсовывали сознательно – вместе с зараженными одеялами) подкосили местные племена. Действие романа Фенимора Купера «Последний из могикан» происходит еще в колониальный период – в 1757 году, и к моменту принятия закона о переселении это племя, как и многие другие, просто исчезло с лица земли. События конца XVIII – начала XIX веков еще больше ослабили индейцев. А главное: Север воспринимал их как сугубо враждебных элементов, причем и любимых Купером делаваров и нелюбимых им ирокезов.
#{interviewpolit}Иная ситуация сложилась на Юге. Первый президент США полагал, что индейцы такие же люди, как и белые, ничем не хуже и не лучше, единственное их отличие в недостаточной цивилизованности. Неудивительное мнение для уроженца Вирджинии – множество влиятельных семейств этого штата вели свое происхождения от поселенца Джона Рольфа и некой индейской принцессы Матоаке, более известной под данным ей отцом прозвищем – Покахонтас (Проказница). Согласно этому подходу, стоит лишь выдать индейцам европейское платье, обучить английскому языку, приобщить к другим благам цивилизации – и они легко смогут интегрироваться в общество молодого государства. Этот подход имел определенный успех и в англо-американской войне 1812 года, когда так называемые пять цивилизованных племен (семинолы, крики, чокто, чикасо и чероки), проживавших на американском Юге, выступили на стороне Штатов, притом что возглавлявший индейские силы на Севере вождь Текумсе сражался на стороне англичан и очень надеялся на поддержку «земляков».
По сути, у индейцев на тот момент была своя государственность, естественно, скопированная с американской – и под протекторатом США. Границы обитания коренных народов и белых колонизаторов были более-менее установлены еще до американской революции.
В то же время экономическая модель Юга сводилась к достаточно простой схеме – купить земли, рабов, вырастить хлопок, на вырученные деньги купить еще больше земли и рабов и вырастить еще больше хлопка. Постоянный рост цен на это сырье делал схему баснословно прибыльной. Индейцы, кстати, хлопководства не чурались, так же покупали рабов и содержали плантации, да и вообще – вели более оседлый образ жизни, чем их северные собратья. На территории Чероки, к примеру, была введена собственная конституция по образцу американской, президента по традиции именовали Великим Вождем, издавалась собственная газета, была открыта сеть бесплатных школ – первая в США. 4000 рабов обеспечивали племя (численностью около 16 тысяч человек) неплохой прибылью. Парадоксально, но факт: при всем при этом Юг не мог самостоятельно обеспечить себя продовольствием, и спустя 30 лет, накануне Гражданской войны экспортировал с Севера до 40% необходимых продуктов – вся плодородная доступная земля была отдана под дорогие культуры – хлопок и табак, а картошку с кукурузой пускай янки выращивают.
Естественно, что вся свободная земля на Юге быстро закончилась, Луизианская покупка ненадолго исправила дело: прерии Великих Равнин – современная житница США – на тот момент считались непригодными для жизни. И тогда взоры южан устремились к территориям, на которых проживали Пять цивилизованных племен.
К Дороге слез
В 1823 году на основании нескольких решений Верховного суда была окончательно сформулирована «Доктрина Открытия». Сгонять индейцев с земли было запрещено еще при Вашингтоне – только через покупку, но ушлые индейцы еще в колониальные времена умудрялись продавать одну и ту же землю по нескольку раз. Вернее, одни вожди продавали землю одному, другие другому – и так далее (четких границ-то между племенами не было), что привело к ряду земельных конфликтов. Суд принял «соломоново решение» – любая открытая земля принадлежит тому государству, чьи граждане или поданные открыли эти земли. У индейцев государства не было, значит, земля принадлежит Британии, а через нее, впоследствии – США. Право проживания за индейцами сохраняется, но продать эту землю они могут только и исключительно правительству, а оно либо перепродаст с молотка частным лицам, либо найдет ей другое применение.
И тут на сцене появляется Джексон, который мог стать президентом еще в 1825-м, но из-за особенностей американской избирательной системы и несмотря на то, что Джексона поддержало большинство избирателей, большинство голосов выборщиков ушло к северянину Джону Куинси Адамсу. Тот взирал на Юг с изрядным сомнением, и в целом индейцам с ним повезло – изъятия и захваты шли, но в умеренных масштабах. Также стоит заметить, что в 1824-м умер вождь племени Чокто Пушматаха, генерал армии США и видный участник войны с Англией, после чего индейцы лишились той поддержки, которую он худо-бедно обеспечивал Пяти цивилизованным племенам в Вашингтоне.
Со второй попытки Джексон все-таки стал президентом и в своем подходе к вопросу формально основывался именно на концепции Джефферсона с переселением индейцев на необжитые территории, доставшиеся США после Луизианской покупки. При первом прочтении подписанный им закон о переселении составлен достаточно благостно. Переселению должны были подвергнуться лишь те индейцы, которые захотят сохранить племенную структуру, а правительство предоставит им территорию значительно большую, чем те имели до этого. Тем же, кто переселяться не захочет и станет гражданином США, предоставляется компенсация. Наконец, правительство выдает индейцам некоторое количество денег на дорогу и «подъемные».
Сторонники закона говорили о том, что таким образом индейцы смогут сохранить свои культурные традиции и жить веки вечные в единении с природой, где их никто никогда не побеспокоит. Критики справедливо замечали, что касается закон, в первую очередь, тех племен, которые больше всех переняли европейские нормы, – тот же Пушматах по Вашингтону ходил не в традиционном наряде, а в генеральском мундире. Кроме того, предлагаемые меры больше похожи все-таки не на добровольное переселение, а на депортацию. Тем не менее ссориться с Южной секцией и подвергать опасности Союз из-за каких-то краснокожих в итоге мало кто захотел, и противодействие ограничилось длинными осуждающими речами в Сенате (тем более вполне себе северная Индиана тоже решила воспользоваться теми перспективами, которые открывал закон перед Штатами).
Вскоре началось движение по знаменитой Дороге слез – многомесячный переход с Юго-Востока США в современную Оклахому. На тот момент это самая окраина США, южнее и западнее уже мексиканские земли (современные Техас и Нью-Мексико).
Формально индейцы могли остаться, отказавшись от автономии и перейдя под юрисдикцию США. Но для многих это было неприемлемо. Первым на переселение решился народ чокто: 27 сентября 1830 года они заключили с правительством договор, согласно которому уступили 45 тыс. квадратных километров своей территории в Миссисипи в обмен на 61 тыс. квадратных километров на Западе. Молодой 22-летний индеец Джордж Харкинс написал «прощальное письмо американскому народу», которое было опубликовано в печати:
«Мы оказались меж двух зол и выбрали, на наш взгляд, меньшее. Мы не могли признать право, которое присвоил себе штат Миссисипи – право быть нашим законодателем и судьёй. Хотя власти штата компетентны в создании законов для своих собственных граждан, это не значит, что они станут хорошими законодателями для чокто, народа столь несхожего по характеру и обычаям с белыми. Допустим даже, что власти поймут проблемы нашего народа, но могут ли они устранить гору предрассудков, которая всегда препятствовала торжеству законности и стояла непреодолимой преградой между благотворным правосудием и моим любимым народом? Мы, чокто, предпочитаем страдать и остаться свободными, но не жить под разрушительным воздействием законов, в создании которых мы не принимали никакого участия».
Геноцид, казино, Украина
Том Коул из племени чекасов заседает сейчас в палате представителей, призывает восстановить работу над системой ПРО в Восточной Европе и дать оружие украинцам
Переселение 17 тысяч чокто проходило в три этапа и закончилось в 1833 году. Первая группа отправилась на запад 1 ноября 1831 года. Антисанитария, холод, голод и болезни во время перехода унесли от 3000 до 6000 жизней. Позже одна из газет Арканзаса процитировала вождя племени, говорившего о переселении как о «пути слез и смерти», что и дало название историческому термину. Тех же, кто все-таки решил остаться, подвергали преследованию и дискриминации. «Наши жилища разрушают и жгут, наши ограды сносят, на наши поля выгоняют скот, а нас самих бьют плетьми, заковывают в ручные и ножные кандалы и всячески оскорбляют, от такого обращения наши лучшие мужчины умерли», – такое вот свидетельство эпохи.
Семинолы, чья очередь была следующей, попытались начать вооруженное сопротивление под предводительством вождя Оцеолы (эти события известны отечественному читателю по одноименному роману Майна Рида или гэдээровскому фильму с Гойко Митичем), но силы оказались неравны, и мятеж был подавлен. Дольше всех, вплоть до 1839 года, сопротивлялось наиболее развитое племя – Чероки (причем дипломатическим путем), однако и их под угрозой силы заставили согласиться на условия Вашингтона. Во время перехода чероки, по различным оценкам, потеряли от 4 до 15 тысяч человек (это из всех совершающих переход, включая негров-рабов). То есть от четверти до половины всех представителей этого народа исчезли с лица земли за короткий промежуток времени.
Выживших действительно не трогали почти полвека, предоставив самим себе. Отчасти переселенцам повезло, их собратьев, живших на других территориях, за это время подвергли вульгарному геноциду, как через прямое истребление (с вознаграждением за скальп), так и через истребление бизонов – мясо этих животных было основной пищей племен (от голода, кстати, регулярно страдали и жители Индейской Территории). Однако в 1889 году цивилизация добралась и до этих земель, в 1891-м возникла инкорпорированная территория Оклахома (что значит «красные люди» на языке чокто), а затем она превратилась в одноименный штат.
Правительство вновь принялось добровольно-принудительно изымать земли у индейских племен. Согласно Генеральному акту о распределении, принятому в 1887 году, каждому индейцу отводилось 160 акров для занятия сельским хозяйством, но эти земли зачастую были неплодородными, а все остальные распродали белым. Вообще, победила точка зрения, что с вольницей пора окончательно завязывать, полупринудительно «американизировав» всех сохранивших свою культуру индейцев, а их резервации сократив до минимума. Самоуправление в резервациях было сведено на нет, детей отрывали от родителей и воспитывали в интернатах.
Серьезные изменения политики США по отношению к индейцам наступили только при Франклине Рузвельте: в 1934 году был принят закон о реорганизации, который прекратил отъем земель в резервациях и политику, преследовавшую цель заставить индейцев отказаться от своей традиционной культуры и религии. Так индейцы снова получили самоуправление. Уже после Второй мировой войны была создана правительственная комиссия, которая занимается возмещением убытков (но только в том случае, если земля была незаконно, без компенсации изъята агентами федерального правительства). Численность тех же чероки сейчас превышает 300 тысяч, правда, чистокровных из них только 15 000, остальные – метисы.
Индейские казино, а также безакцизная торговля алкоголем и табаком приносят племенам неплохой доход. Но даже несмотря на это, уровень жизни индейцев и поныне ниже среднего по США. Высшее образование есть только у 16% индейцев, в среднем по стране – около 30%. На пике финансового кризиса в 2009 году безработными были 23,6% индейцев, в то время как средний показатель по стране не превышал 14,3%. Индейцы вдвое чаще, чем остальные жители США, становятся жертвами насильственных преступлений. Среди них намного больше людей, злоупотребляющих алкоголем и табаком. Сравните это с 1830 годом, когда уровень жизни на Территории Чероки был заметно выше, чем в США, и действовали 30 бесплатных школ, преподавателями в которых работали сами чероки.
Есть, конечно, и исключения. Так, Джон Харингтон из племени чекасов стал астронавтом и посетил МКС. Его соплеменник – республиканец Том Коул – заседает сейчас в палате представителей, призывает восстановить работу над системой ПРО в Восточной Европе и дать оружие украинцам. Вот такой вот «сын угнетенного народа».
Всего же на текущий момент в США проживают около 5 миллионов потомков коренных народов (вместе с гавайцами и алеутами). Под 300 резерваций отведено 225,4 тыс. км², или 2,3% площади страны.