Дорогомиловский суд Москвы в понедельник приговорил к заключению на сроки от пяти с половиной до шести лет фигурантов дела об аварии в столичном метро в июле прошлого года.
Следствие намерено привлечь к уголовной ответственности не только работников, чьи действия прямо привели к трагедии
Четверо подсудимых признаны виновными по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц».
Помощника мастера дорожных путей Юрия Гордова суд приговорил к шести годам заключения в колонии общего режима, а мастера дорожных путей Валерия Башкатова, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути ГУП «Московский метрополитен» Алексея Трофимова и директора по производству субподрядной организации ООО «Спецтехреконструкция» Анатолия Круглова – к пяти годам и шести месяцам заключения каждого», передает РИА «Новости».
Суд согласился с доводами стороны обвинения, а показаниям подсудимых, отрицавших свою вину, не поверил. По его мнению, это лишь попытка уйти от ответственности, а виновность доказана показаниями свидетелей и экспертизами. В приговоре подчеркивается, что поезд метро был исправен, машинист не превышал скорость и не нарушал требований безопасности.
Обвиняемые с решением суда не согласились и собираются обжаловать приговор.
«Cледователи установили причинно-следственную связь между действиями обвиняемых и произошедшей аварией, – заявил официальный представитель СК Владимир Маркин. – Башкатов и Трофимов в свободное от основной работы время без оформления и за незаконное вознаграждение были привлечены к работам по устройству указанного съезда, которые проводили по указанию Круглова. Гордов не только осуществлял надзор за этими работами, но и самолично 9 июля вместо установки тяг перекрутил проволоку, привязанную Трофимовым, и заменил ее на свою».
По его словам, «доводы стороны защиты о связи крушения с неисправностью подвижного состава, перепадах электроэнергии и некоем постороннем предмете были всецело исследованы и опровергнуты собранными доказательствами».
Представитель ведомства заверил, что четырьмя осужденными расследование трагедии не ограничится. «Как мы уже заявляли, следствие намерено привлечь к уголовной ответственности не только работников, чьи действия прямо привели к трагедии. Сейчас на завершающей стадии расследования находится уголовное дело в отношении шести руководителей и работников Московского метрополитена. В числе обвиняемых начальник Службы пути Юрий Сильянов, его заместитель Валерий Малышев, а также начальник дистанции пути Николай Мельников и исполнявший его обязанности в момент крушения Анатолий Казанцев. Всем им вменяется нарушение правил безопасности эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц. В ближайшее время следственные действия по этому уголовному делу будут завершены, и обвиняемые приступят к ознакомлению с его материалами.
Одновременно путем производства других сложных экспертиз следствием принимаются меры к установлению степени вины в расследуемом крушении иных сотрудников метрополитена, а также организаций, которые были обязаны организовать и осуществлять строительный контроль за работами по укладке стрелочного перевода, но не сделали этого», – сказал Маркин.
Напомним, авария произошла в московском метрополитене 15 июля прошлого года рано утром. Три вагона поезда сошли с рельсов между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. По последним данным, в катастрофе в московском метро погибли 23 человека. По факту аварии было возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения метрополитена».
Следствие рассматривало все версии аварии, за исключением теракта, однако приоритетной стала версия, связанная с тем, что остряки – подвижные участки рельсов, по которым поезда направляются по одному или другому пути – были зафиксированы обычной проволокой. Проволока порвалась от вибрации, и остряки поменяли направление. В результате левые колеса поезда начали двигаться в сторону отходящего пути, а правые – по путям основного направления, и состав сошел с рельсов. Эта версия и была доведена до конца.
Сами обвиняемые не признавали своей вины и приводили другую версию причин трагедии. Гордов заявлял, что «ощущение такое, что причиной является дефект колесной пары». «Последнее, что я слышал, что были обнаружены сколы. И то, что я видел, прямого отношения к стрелке не имеет. Поэтому хотел бы дождаться государственной экспертизы. Потому что подобные случаи были – на «Театральной» выскочила рельсовая тележка, катастрофы удалось избежать, потому что поезд остановился», – говорил обвиняемый.
Адвокат Башкатова заявлял, что результаты экспертизы, сделанной по заказу СК, не объективны, и в них не учтены выводы независимого исследования, проведенного ранее специалистами Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС). Согласно материалам последнего, причиной аварии могла стать отвалившаяся от поезда деталь, оставившая сколы на бетоне и следы на рельсах и «сдвинувшая» остряк стрелки, что и привело к аварии.
В июне этого года в Следственном комитете заявили, что проблема гораздо серьезнее, чем халатность нескольких исполнителей – фактически речь идет о «сращивании» ряда лиц из числа руководства ГУП «Московский метрополитен» с представителями коммерческих строительных организаций, осуществляющих работы на объектах метрополитена, с целью извлечения максимальной выгоды в ущерб безопасности пассажиров.