При заключении контрактов с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК) предыдущее руководство Министерства обороны России «давило на судостроителей». А в результате цена на эти подлодки получилась заниженной, заявил в пятницу вице-премьер Дмитрий Рогозин.
Я имею в виду этих дам, они, может быть, налоговички хорошие, но в ценообразовании просто не понимали
По его словам, заключение контрактов между Минобороны и ОСК на строительство новейших атомных подводных лодок типа «Борей» и «Ясень» в 2011 году даже едва не привело к срыву гособоронзаказа, передает РИА «Новости».
Военные считали заявленные судостроителями цены на подлодки завышенными и добивались большей прозрачности ценообразования, но ОСК была с ними не согласна.
В итоге в 2011 году контракты были заключены лишь в ноябре в присутствии Владимира Путина.
При этом если изначально цена на головную лодку проекта «Борей» «Юрий Долгорукий» составляла чуть более 20 млрд рублей, то впоследствии выросла до 50 млрд, отметил Рогозин.
Сейчас ситуация иная. «По нашим «стратегам» (стратегическим подлодкам – прим. ВЗГЛЯД) уже ведется опытная эксплуатация, дорабатываем отдельные агрегаты», – сказал вице-премьер в пятницу, выступая с лекцией в Доме правительства Москвы.
Рогозин уточнил, что строительство подлодок типа «Борей» и «Ясень» идет в строгом соответствии с графиком. «Есть проблема только в одном – в «прибивании» цены, которое было еще при Сердюкове, то есть вылезают дополнительные расходы. В этом проблема, думаем, как ее решить», – отметил зампред правительства.
#{smallinfographicleft=500883}Между тем, по мнению опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов, вопрос ценообразования в судостроении и вообще в военной отрасли не так однозначен, как говорит Рогозин. И четко ответить на вопрос, нанес ли тот же Сердюков своими действиями ущерб или нет, проблематично.
Более того, как рассказал газете ВЗГЛЯД заместитель директора созданного Минпромторгом отраслевого центра ценообразования и трудоемкости на суда и корабли Александр Грицан, и до Сердюкова было примерно то же самое.
«Я ценообразованием в судостроении занимаюсь 30 лет, всю свою сознательную жизнь. Во времена Министерства судостроительной промышленности работал в отделе экспертизы цен. И могу сказать, что раньше цены проверялись довольно серьезно. А в последние 20 лет, то есть после распада Союза, давление не только на судостроителей, но и на другие отрасли с точки зрения цен стало просто постоянной практикой Министерства обороны. Причем цены настолько занижались и делалось это настолько субъективными методами, что я даже комментировать это не хочу», – отметил Грицан.
По его словам, сейчас это «просто стало выползать». «Но после 92-го года это была обычная практика, при всех министрах обороны», – еще раз заметил он.
По словам Грицана, Сердюков просто привел с собой в департамент ценообразования неграмотную команду, которая несколько усугубила положение дел.
«Я имею в виду этих дам, они, может быть, налоговички хорошие, но в ценообразовании просто не понимали», – пояснил эксперт.
Отвечая на вопрос, как складывается цена на подобную продукцию в других странах, Грицан сказал: «Я изучал практику установления цен на военную технику во Франции, имел дело и с американскими оригинальными документами. Могу сказать одно: в сфере сложной военной техники рынка никакого нет, ни в одной стране. Потому что ее создание требует мощного процесса планирования, это очень индивидуально. В чистом виде рынок в этой сфере отсутствует, и такая ситуация везде».
Тем не менее он призвал все-таки использовать опыт других стран: «Во Франции есть специальные комиссары по ценам, есть понятие ценового расследования – аналога нашей экспертизы цен. Нужно просто цену объективно проверять. А у нас Минобороны не то что объективно проверяло, а субъективно снижало, в зависимости от настроения дам, которые работали в последнее время. А до них были другие. У меня такое мнение», – сказал Грицан.
«А самая лучшая система ценообразования на военную технику в США. И если мы ее возьмем один к одному, нам от этого хуже не будет, я вас уверяю. Настолько грамотно у них это построено. Ну, американцы же производят много оружия», – резюмировал он.
Что же касается разговоров о конкуренции, то тут она, по мнению эксперта, не работает, потому что речь идет об очень дорогих и сложных изделиях.
«Одно дело, когда закупаешь портянки – да, можно тендер повесить. Но здесь другая ситуация», – отметил он.
Другой источник в отрасли, пожелавший остаться неизвестным, подтвердил газете ВЗГЛЯД, что ценообразование на атомные лодки – это «лукавый момент».
«Смотря как эти цены считать. Есть разные способы. Можно отталкиваться от мировых аналогов. А можно, условно говоря, просить столько, сколько нужно предприятию, чтобы жить и выживать. Схем масса», – отметил он.
По его словам, нельзя однозначно сказать, что Сердюков сделал что-то неправильно или, тем более, что там что-то украли.
«Чтобы говорить, занижал он или завышал, нужно иметь документы, на основании которых проводится расчет цены изделия. Но на данный момент такого документа ни в Минэкономразвития, ни в Минобороны не существует», – отметил эксперт.
По его словам, последние «относительно полные» документы, представляющие собой нечто вроде инструкции по ценообразованию в этой сфере, были приняты еще в 1974 году. К началу 1990-х остались их «куцые версии», а теперь, по словам источника, вообще «они то ли существуют, то ли нет». То есть негласно ими руководствуются, но четко процессы не прописаны.
«Может, Сердюков и занижал. Но в конце концов, Сердюков был государственным заказчиком. И он, наверное, бился за интересы государства», – предположил специалист.
Напомним, в мае в Министерстве обороны отмечали, что условия некоторых контрактов, заключенных ранее между ведомством и Объединенной судостроительной корпорацией, могут быть пересмотрены, об этом заявил заместитель министра обороны Юрий Борисов.
Также в мае президент России Владимир Путин поручил новому главе ОСК Владимиру Шмакову провести аудит программ технического перевооружения предприятий корпорации, в том числе контрактов по гособоронзаказу, и доложить ему в трехмесячный срок.