Президент России утвердил перечень поручений правительству РФ по итогам совещания по вопросам о мерах по снижению потребления алкоголя, проведенного 12 августа 2009 года в Сочи, сообщила пресс-служба главы государства.
Ограничить объем потребительских упаковок слабоалкогольных напитков до 330 мл
Во-первых, кабинету министров поручено «разработать с участием общественных организаций и религиозных объединений концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации, уделив особое внимание мерам в отношении несовершеннолетних и молодежи», – говорится на сайте президента России. Это должно быть исполнено до 15 декабря 2009 года.
Во-вторых, правительству поручено до 1 ноября «подготовить и внести в Государственную думу проекты федеральных законов, предусматривающих усиление административной ответственности за нарушения, связанные с ограничениями розничной продажи алкогольной продукции и пива лицам, не достигшим определенного законом возраста, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний».
Также на правительство возложена обязанность до начала зимы «разработать комплекс мер, направленных на противодействие реализации нелегально произведенной алкогольной продукции, усиление контроля производства и оборота алкогольной продукции. Рассмотреть вопрос об обязательном применении всеми участниками рынка минимальной потребительской цены (в том числе оптовой цены) на водочную продукцию».
Кроме того, в срок до 1 декабря должны быть обеспечены разработка и принятие технических регламентов на алкогольную продукцию и пиво с соблюдением ряда условий:
а) отнести к слабоалкогольным напиткам продукцию с содержанием в ней добавленного в процессе производства этилового спирта не более 7% от объема готовой продукции;
б) ограничить объем потребительских упаковок слабоалкогольных напитков до 330 мл;
в) указывать на потребительской упаковке слабоалкогольных напитков информацию о содержании алкоголя как в 100 мл данной продукции, так и в объеме потребительской упаковки;
г) наносить на потребительскую упаковку алкогольной продукции и слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, контрастную предупредительную надпись о вреде алкоголя для здоровья, занимающую не менее 20% от ее площади.
В перечне поручений также указано, что в Государственную думу должны быть внесены проекты федеральных законов, предусматривающих:
а) внесение в федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» изменений, касающихся:
– расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования и контроля розничной продажи алкогольной продукции, включая предоставление им права устанавливать ограничения, вплоть до полного запрета, на продажу алкогольной продукции по времени, условиям и месту на территории субъекта Российской Федерации;
– установления запрета на продажу алкогольной продукции на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским учреждениям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, а также в нестационарных торговых точках;
Наносить на упаковку алкогольной продукции предупредительную надпись о вреде алкоголя для здоровья, занимающую не менее 20% от ее площади
б) внесение в федеральный закон от 7 марта 2005 года № 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» изменений, касающихся:
– расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования и контроля розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, включая предоставление им права устанавливать ограничения, вплоть до полного запрета, на продажу пивной продукции по времени, условиям и месту на территории субъекта Российской Федерации;
– установления запрета на продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским учреждениям, физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям;
– введения запрета на продажу в нестационарных торговых точках пива и напитков, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5%;
в) внесение в федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» изменений, касающихся:
– запрещения использования информации о наличии биологически активных веществ, в том числе витаминов, в алкогольной продукции, пиве и напитках, изготавливаемых на его основе, в целях рекламы такой продукции как обладающей лечебными и иными оздоравливающими свойствами;
– усиления ограничений на рекламу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5%.
Предусмотрено введение запрета на продажу в нестационарных торговых точках пива и напитков, изготавливаемых на его основе, крепостью более 5%
По мнению президента, также необходимо «на постоянной основе» и с привлечением общественных организаций проводить общенациональную информационно-пропагандистскую кампанию, направленную на «информирование населения о вреде, причиняемом алкоголем здоровью, семейному благополучию и духовной целостности человека, и о мерах антиалкогольной политики».
Парламентариям предписано до 1 декабря 2009 года «рассмотреть вопрос о передаче медицинских вытрезвителей в ведение субъектов Российской Федерации и обеспечении их соответствующим финансированием», а до 1 марта 2010 года «рассмотреть с учетом международного опыта вопрос о последствиях введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, оценив наличие необходимых условий для принятия такого решения и определив возможные сроки его реализации».
И, наконец, кабинет министров должен будет до 1 декабря «разработать единый порядок организации деятельности центров здоровья в целях профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний, а также единый порядок организации деятельности наркологических диспансеров в целях медико-социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью».
Ответственным за исполнение назначен премьер-министр Владимир Путин.
Как писала газета ВЗГЛЯД, совещание, призванное разработать концепцию национальной антиалкогольной политики, прошло12 августа.
«Если говорить откровенно, алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия», – заявил на нем Дмитрий Медведев.
«За последние годы был уже предпринят ряд мер: ужесточены условия производства и оборота алкогольной продукции, ограничена достаточно серьезно реклама спиртного, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде, но о качественных изменениях говорить пока не приходится, – посетовал Медведев. – Если говорить откровенно, я думаю, что вообще ни о каких изменениях говорить не приходится, ничего не помогло».
Президент убежден, что проблема потребления алкоголя в России особенно остро стоит в молодежной среде.
С тем, что в России необходимо установить запреты на отпуск спиртного по возрасту, полу и времени суток, согласны представители и другой стороны – производители алкоголя, правда, они полагают, что основной удар приходится не на подростков, а на представительниц слабого пола. «В силу того, что мужское население сокращается, от алкогольной зависимости страдает все больше женщин, – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. – Громкими заявлениями о самых жестких мерах уже никого не удивить. А вот добиться соблюдения даже элементарных ограничений в России очень сложно. Несколько лет назад в стране был принят закон о запрете на употребление пива в общественных местах, однако пиво как пили на улицах, так и пьют».
К тому же Дробиз полагает, что главный аспект проблемы алкоголизации населения – социальный. «На протяжении последних 300 лет Россия пила очень много, и беда в том, что все это время 90% населения с трудом сводили концы с концами. Необходимо заинтересовать молодежь, предоставив подрастающему поколению возможность получить образование, нормальную работу, и впоследствии обеспечить людей жильем», – заключил глава ЦИФРРА.
Отраслевые эксперты особо отмечают, что ограничения по таре пока касаются лишь слабоалкогольных напитков, к которым пиво по всем законам и регламентам не относится. Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент», рассказал газете ВЗГЛЯД, что нововведение для производителей таких напитков будет не очень обременительным. При этом он отметил, что если бы подобные ограничения были введены по отношению к пиву, то это повлекло бы за собой большие инвестиции пивных компаний.