Общество

26 июля 2008, 11:04

Истребители Су-27 предлагают списать

Фото: npo-saturn.ru

Известный летчик-испытатель, начальник исследовательского отдела Липецкого авиацентра Игорь Басов полагает нецелесообразной модернизацию истребителей Су-27, состоящих на вооружении российских ВВС с 1984 года. Вместо этого эксперт предлагает сосредоточить бюджетные средства на закупке перспективных образцов вооружений, таких как истребители Су-35. Мнения авиационных специалистов в этом принципиально важном вопросе разделились.

«Этот самолет уже достиг предела своих возможностей, очередная его модернизация не приведет к желаемому результату. Надо создавать новый самолет, тем более что аэродинамика Су-27 позволяет это сделать», – приводит РИА «Новости» слова летчика.

Среди авиационных специалистов и сотрудников отрасли нет единого мнения о путях строительства отечественных ВВС в XXI веке

Однако существует и противоположное мнение. Напомним, что ранее главком ВВС Александр Зелин высказался за модернизацию парка существующих истребителей с одновременной закупкой новых машин. По его словам, модернизированные Су-27 должны продолжить службу как минимум до 2020 года. Схожей позиции придерживается и глава авиахолдинга «Сухой» Михаил Погосян.

«При проведении капитального ремонта и модернизации мы продлеваем ресурс истребителей на 10–12 лет, но дальнейшее увеличение вряд ли целесообразно из-за морального старения техники. При ограниченном финансировании модернизация – правильное решение, но в дальнейшем ее объемы должны быть сбалансированы с закупкой новых комплексов. Тогда ВВС будут иметь оптимальную группировку», – сказал он в интервью газете «Ведомости».

Действительно, судя по публикациям в специализированных изданиях и дискуссиям на интернет-сайтах, сегодня среди авиационных специалистов и сотрудников отрасли нет единого мнения о путях строительства отечественных ВВС в XXI веке.

Сторонники радикального подхода утверждают, что модернизация Су-27 по стандарту СН – тупиковый путь. При этом они справедливо указывают на крайне низкие темпы программы. Действительно, с 2004 по 2007 год переоборудованию в Су-27СН подверглись 24 машины – всего лишь один полк за три года.

По мнению ряда экспертов, это связано с доставшейся в наследство от СССР психологией командования ВВС: советский авиапром обеспечивал ежегодно поставки в войска 500–800 (в отдельные годы) новых машин. Модернизировать существующие образцы военные просто не привыкли – проще было заказать промышленности новую модификацию самолета для решения конкретных задач. Пожалуй, единственное исключение – это затянувшаяся на годы доработка перехватчиков МиГ-23 по стандарту МиГ-23МЛД, предпринятая, когда разрыв в ТТХ между МиГами и F-15 стал абсолютно нетерпимым.

Поборники закупок новой техники указывают также на тот факт, что, когда программа была завершена (в 1989 году), в войсках уже имелось достаточное количество новейших на то время МиГ-29.

Кроме того, часть специалистов считают порочной идею расширения боевых возможностей истребителей при работе по наземным целям путем введения в бортовой радар так называемого обводного канала. Дело в том, что изначально Су-27 задумывались как «чистокровные» перехватчики – возможность борьбы с наземными целями в них даже не закладывалась: для этого предполагалось создать специальный истребитель-бомбардировщик Су-27ИБ, прямым потомком которого является сегодня самолет Су-34.

Однако за прошедшие десятилетия доктрина применения авиации сильно изменилась в сторону ухода от специализированных машин к многофункциональным. Задача многофункциональности могла быть решена заменой бортового радара (БРЛС) новым, имеющим режим работы по земле, что оказалось неприемлемым по финансовым соображениям. Единственным способом решения проблемы малой кровью стала модернизация радара.

Техническая сторона «обводного канала» состоит в том, что для обеспечения работы ЛА по наземным целям заново разрабатывается, изготавливается и вводится в состав его штатной БРЛС (разработанной в конце 1970-х – начале 1980-х годов) дополнительный приемный тракт, обеспечивающий работу бортового радара в режиме «картографирование поверхности», что сделано на Су-27СН.

Собственно, введение «обводного канала» наряду с продлением срока службы планера и является смыслом и сутью проводимой сегодня программы модернизации. Но при этом номенклатура бортового вооружения «воздух – земля» на модернизированных Су-27 все равно остается ограниченной и отсутствует возможность одновременной работы по нескольким целям. По мнению скептиков, «обводной канал» – паллиативное решение, тормозящее разработку действительно многофункциональных БРЛС на современной элементной базе.

Общий смысл высказываний экспертов, придерживающихся изложенной точки зрения, таков: приращение боевых возможностей модернизированных самолетов сравнительно невелико, затраты на модернизацию не окупаются, особенно учитывая ограниченный остаточный ресурс имеющихся на сегодня самолетов.

Между тем сторонники умеренного подхода утверждают, что сегодняшнее состояние российской авиационной отрасли не позволит насытить ВВС новыми типами самолетов в приемлемые сроки. Фактически единственным авиазаводом, где благодаря зарубежным заказам сохранилось серийное производство боевых самолетов, является Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнАПО), мощности которого ограниченны и частично загружены экспортной продукцией.

Серийное производство на Новосибирском объединении (НАПО) фактически умерло в 1990-е, и предприятие фактически деградировало до уровня авиаремонтного завода, и для его восстановления потребуются годы (что подтверждается историей с фронтовыми бомбардировщиками Су-34, которые выпускаются буквально в единичных экземплярах).

До появления машин нового поколения строевым пилотам надо на чем-то летать, выполнять не только учебные, но и боевые задачи, осваивать новые методы боевого применения авиации. Поскольку серийный выпуск состоящих сейчас на вооружении машин прекращен десятилетия назад и новых взять неоткуда, модернизация и продление ресурса флота стареющих истребителей жизненно необходимы.

Существует и промежуточная точка зрения: одновременно с производством машин поколений 4++ и 5 закупать для ВВС серийно производящиеся на экспорт самолеты серии Су-30МК/МК2, исключив из состава БРЭО системы западного производства с заменой их на отечественные аналоги исходя из принципов «новое лучше, чем старое» и «лучше синица в руках».

Сторонники этого подхода получают отпор от приверженцев двух других: во-первых, отечественных аналогов многих систем просто не существует в принципе, их закупка нецелесообразна, а копирование или лицензионное производство приведет к застою в прогрессе отечественной авионики. К тому же цена экспортных версий самолетов применительно к отечественному рынку может оказаться неприемлемо высокой.

Очевидно, что сегодня, в эпоху смены поколений боевых самолетов, в нашей стране идет оживленная дискуссия, каким образом сохранить боевой потенциал отечественных ВВС при текущем состоянии авиационной промышленности. Естественно, что в этом вопросе пересекаются интересы промышленности, военных и государства.

Например, идея с закупкой новой авиатехники и отказом от модернизации полностью соответствует чаяниям авиапрома – судя по некоторым высказываниям Погосяна, без заказов со стороны отечественных ВВС «Сухой» программу Су-35 просто не вытянет, тогда как модернизация авиапарка – более щадящее решение для госбюджета, но оно не полностью устраивает военных, которым самолеты нужны здесь и сейчас.

Общего согласия в этом принципиальном моменте пока не достигнуто. Тем не менее срок для принятия важных решений уже наступил, и они должны быть приняты в самое ближайшее время.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Запад ради воровства вступил в конфликт с миллионами российских избирателей

В ЕС обсуждается вопрос непризнания результатов президентских выборов в России 2024 года в ситуации, когда сами россияне сочли их легитимными. Тем самым Запад не только открыто игнорирует избирательные права граждан РФ, но и создает предпосылки для кражи российских активов, считают эксперты.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Выжившая в Доме профсоюзов в Одессе рассказала о пытках в «коридоре позора»

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

Bloomberg: Возвращение релокантов ускоряет рост экономики России

Российская экономика ускоряет рост по мере возвращения уехавших из страны после начала СВО россиян, сообщает Bloomberg.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

Дуров рассказал о своих украинских корнях

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о своем интересе к украинскому языку, который возник еще в подростковом возрасте.

Минобороны показало уничтожение опорника ВСУ из танка прямой наводкой (ВИДЕО)

Российское военное ведомство опубликовало видео, на котором танкисты 68 армейского корпуса уничтожили опорный пункт ВСУ прямой наводкой.

В Киеве сообщили об ударах по складам ВСУ с ракетами Storm Shadow

На Украине зафиксированы удары по складам с дальнобойными западными ракетами Storm Shadow, об этом сообщила экс-нардеп Анна Гопко.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

На Западе назвали возможные действий России в случае изъятия активов

Россия может конфисковать активы иностранных инвесторов, хранящиеся на специальных счетах типа C, в ответ на заморозку западными странами российских активов, сообщили СМИ со ссылкой на экспертов.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

В разведке США предположили скорый прорыв ВС России в районе Харькова

Россия добивается прогресса на поле боя с возможностью тактических прорывов на линии фронта в районе Донецка и Харькова, заявила директор Национальной разведки США Эврил Хейнс на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил Сената Конгресса США.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?