Правительство РФ на ближайших заседаниях планирует рассмотреть законопроект «О внесении изменений в статью 34 Воздушного кодекса РФ», в числе прочих предусматривающий замену старого знака национальной принадлежности новым – звездой в цветах национального флага. Такие опознавательные знаки уже около полугода наносятся на воздушные суда Пограничной авиации ФСБ России.
Стоит ли менять привычный символ, связанный с тем, чем россияне привыкли гордится – с военной авиацией?
Согласно одному из положений рассматриваемого законопроекта, «в качестве знака государственной принадлежности обязательно наносятся: …на воздушные суда, используемые для осуществления военной, пограничной службы, а также для выполнения мобилизационно оборонных задач, - пятилучевая звезда белого, синего и красного цветов».
Напомним, что до сих пор символика боевой авиации России регламентируется «Положением об опознавательных знаках летательных аппаратов авиации Вооруженных сил СССР», введенным приказом ГК ВВС от 20.06.74 №120. В соответствии с документом, основным опознавательным знаком российских военных самолетов является пятиконечная звезда красного цвета, окаймленная по внешнему контуру белой или алюминиевого цвета, а за тем красной полосами. Этим же положением четко определяется размер и порядок нанесения знаков на самолеты и вертолеты.
Как утверждают авторы законопроекта, ныне действующее положение входит в противоречие со статьей 9 федерального конституционного закона «О государственном флаге Российской Федерации». Новый закон, по их мнению, должен устранить имеющиеся противоречия, относительно государственной символики воздушных судов.
Стоит ли менять привычный символ, связанный с тем, чем россияне привыкли гордится – с военной авиацией? Для этого необходим небольшой исторический экскурс. Как уже сказано, изначально символом русской авиации была трехцветная кокарда в национальных цветах, которая первые месяцы гражданской войны использовалась и красными, и белыми. Затем для различения своих и чужих аэропланов «красвоенлеты» стали рисовать на своих машинах звезды, а белые в основном, сохранили символику царской России. Любопытно, что по обе стороны существовали различные вариации. Так, самолеты авиаотрядов Всевеликого Войска Донского некоторое время несли на крыльях черные треугольники, вписанные в белый круг, а авиация разного рода сибирских повстанцев (например, Сибирского земского войска) накрашенные бело-зеленые полотнища.
Естественно, что и звезды приобрели свой привычный вид не сразу. Часто их рисовали поверх царских кокард, так, что они оказывались вписанными в окружности национальных цветов. Часто их рисовали в «перевернутом» положении, лучом вниз, по типу известного символа –пентаграммы (подтверждающих фотографий можно привести не одну).
Для усиления эффекта (или по недостатку красной краски в условиях разрухи) перевернутые звезды бывали и черными, порой в сочетании с бортовой живописью в виде разного рода ведьм, чертей и символики, связанной со смертью – такова мрачноватая специфика «революционной романтики». Звезды бывали и синими, что не удивительно – синий - приборный цвет авиации. Более-менее устоявшийся вид красной пятиконечной звезды (часто в белом круге и иногда с символикой «плуг и молот» внутри) опознавательный знак ВВС РККА получил к 1920 году, когда вышел приказ РВС регламентирующий его применение.
Однако с середины 1920-х годов и до начала Великой Отечественной красная звезда все равно выглядела иначе, чем сегодня. В большинстве случаев она имела тонкую черную окантовку со вписанной в центр черной тонкой окружностью: этот момент можно увидеть в предвоенных фильмах, таких как «Истребители».
Простые звезды без окантовок были введены соответствующим приказом лишь в 1940 году, однако ОЗ старого образца попадаются и на военных фотографиях. При этом авиация Погранвойск имела собственную систему: красно-черная звезда, вписанная в зеленый круг.
Красная звезда с двойной красно-белой окантовкой, какой мы ее знаем сейчас, появилась в 1944 году с введением нового регламентирующего документа, определяющего правила окраски боевых самолетов. Ныне действующий закон лишь еще раз закрепил сложившееся де-факто положение. А до того, в ходе войны, размеры и расположение опознавательных знаков, как и цвета канта, варьировались в самых широких пределах. На машинах, поступавших в СССР по Ленд-лизу, встречались и вовсе «дикие» варианты, когда красной краской закрашивались белые звезды на американских ОЗ «звезда с крыльями».
После распада СССР большинство новых государств сменили символику: одни сразу, другие спустя изрядное время. Первой была Украина: на доставшихся ей самолетах звезды заменили «жовто-блакитными» кокардами а на хвостах появились «трезубы». Причем на первых порах расположение цветов на кокардах и форма «трезубов» варьировались. Прочие страны либо изобрели новую символику, либо вернулась к исторической, как, например, Литва («ягелонский крест»).
Красную звезду сохранили лишь Россия, Белоруссия и Казахстан, причем казахи немного модифицировали ее, добавив поверх национальный символ – летящего орла.
Очевидно, что большая часть успехов российской авиации прошла под знаком красной звезды. Это и победа в Великой Отечественной, и послевоенные достижения, связанные с рекордами, созданием уникальных самолетов и технологий. Красная звезда стала поистине брендом отечественного авиастроения. При этом теперь она практически не несет никакого политического смысла: скорее, она связана с отечественными воинскими традициями, а онтологически – с символикой Марса, бога войны.
Вряд ли изменение любимого народом и узнаваемого во всем мире символа имеет хоть какой-то практический смысл, даже ради устранения мнимых или действительных противоречий с Конституцией. А трехцветные звезды действительно могут иметь свою нишу, например, на технике Погранвойск или иных силовых структур, которые традиционно имеют собственную символику.