Кто заказывал исследование Центру независимой потребительской экспертизы (ЦНПЭ), официально не сообщалось. Но интрига раскрылась уже на пороге здания РИА «Новости», где и прошла пресс-конференция ЦНПЭ. «Вы на конференцию РУСАЛа?» – спросила корреспондента газеты ВЗГЛЯД девушка модельной внешности, встречавшая гостей на входе.
При хранении пива в пластиковой бутылке происходит снижение качества напитка
Сами организаторы впоследствии заявили, что экспертиза, призванная определить влияние упаковки на качество пива, проводилась по заявкам потребителей.
Материал для опытов отбирался в розничной сети. Как рассказала главный эксперт ЦНПЭ Елена Козьякова, в магазинах Санкт-Петербурга были закуплены два сорта пива. Конкретные марки она не назвала, но заверила, что эти сорта «наиболее популярны в России». Оба сорта были исследованы в трех видах упаковки: ПЭТ-таре (пластиковая бутылка), стеклянной бутылке и алюминиевой банке.
Для определения качества упаковки, ЦНПЭ разработал специальную сравнительную методику, основанную на опыте западных аналогов. Определение качества пивной упаковки проводилось по следующим критериям: непроницаемость для газа, водяного пара и аромата; жиростойкость и инертность; защита от света, тепла и микробиологических загрязнений.
В зависимости от этих свойств различных упаковок изменяются вкус, аромат, прозрачность и цвет пива. При хранении пива в пластиковой бутылке, как показало исследование ЦНПЭ, происходят наибольшие изменения и существенное снижение качества напитка.
«Пиво – натуральный продукт, не содержащий консервантов, поэтому очень важно, чтобы упаковка была способна сохранить его качество на пути от производителя к потребителям, – сказала Козьякова. – Наши исследования показали, что стеклянная бутылка и особенно алюминиевая банка наиболее полно соответствуют этому требованию. Однако тот ПЭТ, который использует большинство российских производителей, с такой задачей не справляется».
По словам Елены Козьяковой, причина низких потребительских свойств ПЭТ-упаковки – в некачественном сырье и низкой производственной дисциплине. В развитых странах, например в Германии, пластиковые бутылки практически никогда не используются как пивная упаковка. Российские производители широко применяют ПЭТ, поскольку он очень дешев.
Однако в той же Германии около пяти лет назад началась широкомасштабная кампания, призванная сократить долю алюминиевых банок. Был установлен залог за алюминиевую банку (например, 50 евроцентов за пол-литровую банку), что значительно сократило долю продаваемого в алюминиевых упаковках пива. Причина тому – высокая опасность алюминия для экологии. Примерно в то же время на российских телеканалах появилась реклама: «алюминиевая банка – самая цивилизованная упаковка».
«Если с утра болит башка, возможно, вчерашнее пиво было испорчено упаковкой», – простым языком прокомментировал научные исследования известный шоумен Владимир Турчинский.