Таких самолетов у американцев всего три, и базируются они на авиабазе Оффатт, штат Небраска (55-е авиакрыло). То есть до Балтийского моря им – полпланеты по прямой. Но американцы не доверяют эту технику даже своим ближайшим союзникам и боятся ее не то что базировать (например, в той же Польше), но и просто приземлять даже на небольшое время. Для того, чтобы выполнить свою работу, самолету электронной разведки требуется всего несколько минут, а весь остальной полет будет проходить уже в «холостом режиме».
Не надо обижаться на то, что СУ-27 помахал вам серебристым крылом с расстояния 6 метров. Кстати, размах крыльев СУ-27 всего-то 14,5 метров
На борту одномоментно находятся десять офицеров электронной разведки, шесть специалистов по контролю за территорией, два–три системных инженера – и это не считая пилотов в минимальной комплектации. Такие самолеты «заточены» под «вскрытие» радиоэлектронной обстановки, определение режимов сил и средств противовоздушной обороны, координат ПВО противника и тому подобное. Сами цели, которые стоят перед «Комбэт Сент», определены так, что огромный «Боинг» должен сам «подставляться» под потенциального противника, чтобы вызвать на себя его радары ПВО. Сигналы, которые испускают российские радары, и есть основная цель разведки.
Есть версия, что основной причиной для проведения довольно рискованной операции в чужом для американской авиации регионе стала необходимость выявления координат развернутого не так давно в Калининградской области дивизиона С-400 и фиксация параметров его РЭС. То есть практическая оценка возможностей российской группировки сил и средств на Балтике после значительного ее усиления и перевооружения в марте. Возможно, что планировалось и перехватить информацию радиорелейной связи штаба Западного военного округа и штаба Балтийского флота.
Ждать в такой обстановке от российских перехватчиков дружелюбия и гостеприимства в духе «заходите, люди добрые» было бы крайне наивно.
Такой полет «Комбэт Сент» – очень дорогостоящее и заведомо сложное мероприятие, которое планируется не один день. Наверняка в Небраске долго разрабатывали полетный план, определяли цели и даже проводили тренировки экипажа, который должен был в очень сжатые сроки произвести массу сложных технических действий. Есть неподтвержденная информация, что это был один из лучших экипажей радиоэлектронной разведки в стратегических военно-воздушных силах США, специализирующийся именно на российских системах РЭС. Не знать, как отреагируют российские перехватчики, они не могли – опыта-то достаточно.
Возможно, что именно с важностью оборудования, установленного на самолете, и самого экипажа связана та истерика, что охватила американскую сторону. За последний год это далеко не первый инцидент в регионе между российскими самолетами и объектами НАТО. Причем подобный «троллинг» с какого-то момента стал взаимным: российские истребители регулярно отгоняют иностранные самолеты от Калининградской области, а самолеты НАТО в ответ пытаются «сопровождать» наши бомбардировщики, пристрастившиеся летать в Атлантику. Российская сторона никаких тяжеловесных дипломатических шагов в ответ на «сопровождение» натовской авиацией наших самолетов не предпринимает. Это вообще довольно сомнительный шаг: взаимное патрулирование не прекращается уже лет пятьдесят, инциденты происходят постоянно, бывали и смертельные случаи, причем в обстановке холодной войны, то есть куда более опасной, чем сейчас. Зачем же истерить?
Для военно-воздушных сил небольших стран НАТО, которые вахтовым методом отвечают за небо на Балтике, каждое такое «сопровождение» российских бомбардировщиков – большая человеческая победа. Нидерланды, Латвия, Литва, Норвегия и даже нейтральная Швеция записывают себе в плюс каждую такую операцию, безбожно пиарят ее, заодно рассказывая об агрессивности «русских медведей» на балтийском ТВД. В последнем же случае – все сильно не так.
Во-первых, это все-таки именно американский самолет, огромное электронное чудовище, которое пролетело полмира, чтобы ради него включились радары С-400. И инцидент именно с этим самолетом теоретически мог запустить механизм международного скандала такой разрушительной мощности, что и думать страшно. Вообще с такого рода инцидентов может и настоящая война начаться, что уж и говорить о каком-нибудь новом витке санкций. Представители ВВС США почему-то решили, помимо всего прочего, обвинить российских пилотов в «непрофессионализме», хотя все как раз наоборот. Российский перехватчик все сделал четко и грамотно, перепугав американских летчиков, которых в другую историческую эпоху назвали бы «асами» – из «неасов» экипажи воздушных машин, которых существует в мире всего три, не набирают.
На Балтийский регион постепенно переместился «фронт» основного противостояния между российскими вооруженными силами и НАТО, оттеснив с этого сомнительного «первого места» Черноморский регион и Крым. Там, однако, и «троллинг» более очевиден, и силы попросту неравны. Тягаться с новой российской армейской группировкой в Крыму и вокруг него напрямую НАТО не в состоянии, а вот ситуацию на Северо-западном ТВД в Брюсселе еще, видимо, не до конца для себя прояснили. Резкое усиление российской военной составляющей на этом направлении смутило «наших западных партнеров», в свою очередь Литва, Латвия и Эстония активно подбрасывают дрова, чуть ли не каждую неделю устраивая показные истерики. США и НАТО ведутся на эти крики, в результате уровень противостояния на Балтике растет фантастическими темпами. Это целая региональная гонка вооружений, в которой позиции сторон не прояснены до конца, и непонятно, где реальный предел нагнетания неприязненной атмосферы.
Напомним, что американский самолет-разведчик летел с выключенным транспондером на траверсе польского побережья Балтийского моря, но в международной зоне, что в принципе несколько странно. Он мог заходить на калининградские радары со стороны самой Польши, используя воздушное пространство страны – члена НАТО, и тогда вообще бы никакого инцидента с участием российского перехватчика не было. Однако в этом случае не факт, что радары включились бы так, как этого хотели разведчики, а с российской стороны могли бы просто запросить польских диспетчеров, что у них там такое огромное летит на Балтийск без опознавательных систем. Выходит, американцам было нужно выйти на цель именно с нейтральной воды Балтийского моря. Но тогда не надо обижаться на то, что СУ-27 помахал вам серебристым крылом с расстояния шесть метров. Кстати, размах крыльев СУ-27 всего-то 14,5 метров.
Эти воздушные и, в меньшей степени, морские инциденты были, есть и будут, но их количество и потенциальная опасность угрожающе растет. США и в целом НАТО оказались не готовы к возросшей активности России и теперь склонны к истерике в большей степени, чем раньше. Однако полет «Комбэт Сента» – это продуманная, крупномасштабная операция, над которой трудились серьезные умы. И истерить в такой ситуации – несолидно. Ну, попробовали на прочность непонятный им регион и обстановку на нем. Откатились. Теперь ждем следующей попытки на этом направлении, на подготовку которой у 55-го авиакрыла уйдет как минимум месяц.