Запад в среду открыто заявил об ошибочности своей политики по отношению к Украине. Так, президент Польши Бронислав Коморовский признал, что Брюссель совершил ошибку в оценке проблем в отношениях между ЕС и Украиной, но заявил, что этой «проблемой является политика натиска и шантажа, который по отношению к Украине применил ее восточный сосед».
В Евросоюзе еще не вполне осознали то, что этот раунд они выиграть уже не смогут
Коморовский уверен: «В настоящее время твердая позиция президента Путина увеличивает шансы на формулировку монолитной позиции стран Евросоюза и солидарных действий в пользу Украины».
Одновременно предшественник Коморовского, экс-президент Польши, а ныне представитель ЕС на переговорах с Украиной Александр Квасьневский вновь призвал материально заинтересовать Киев. «Наше предложение должно быть внятным предложением краткосрочной помощи для Украины», – сказал Квасьневский. По словам переговорщика, деньги для Украины – «более 10, может быть, 20 млрд евро – сумма приемлемая для ЕС, который для помощи Греции выдал гораздо больше – сотни миллиардов евро». Квасьневский, которого цитирует киевский сайт «Версии», утверждает, что «Евросоюз не сдался в деле Украины и ищет «план Б».
Тем временем позиции Киева и Москвы по поводу соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом совпали: подписанию любых договоренностей с Брюсселем должны предшествовать трехсторонние переговоры ЕС – Украина – Россия. В среду об этом варианте как об оптимальном вновь заговорил президент Украины Виктор Янукович. Накануне его российский коллега Владимир Путин также призвал «согласиться с предложением президента Януковича и в трехстороннем формате как следует и обстоятельно на эти все темы поговорить».
О том, почему еврокомиссары пока упорно не желают пускать Россию за стол переговоров, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков («Единая Россия»).
ВЗГЛЯД: Чем, с вашей точки зрения, объясняется упорный отказ Брюсселя от призыва «обсудить все втроем»? Чего там опасаются?
Алексей Пушков: Евросоюз с самого начала рассматривал «Восточное партнерство» и перспективу ассоциации с Украиной как геополитический проект. Задача состояла в том, чтобы не допустить Россию в этот процесс. Мы здесь – абсолютно нежеланный участник. Ведь, собственно, суть этого геополитического проекта состоит в отрыве Украины от России, во включении Украины в зону экономического и политического влияния ЕС.
Задача состоит не в том, чтобы разрешить какие-то спорные вопросы вместе с Россией, но в том, чтобы не подпустить Россию к переговорам. В этом смысл того беспрецедентного давления, которому Евросоюз подвергает Киев.
ЕС сейчас – на грани крупнейшего геополитического провала за последние 15–20 лет. Естественно, Брюссель винит во всем прежде всего Россию. Поэтому они в большинстве своем и не хотят трехсторонних переговоров, предпринимают отчаянные усилия, пытаясь убедить Украину в самый последний момент передумать и подписать соглашение.
ВЗГЛЯД: Последним об отказе от трехстороннего формата заявил эмиссар Евросоюза в Москве, бывший глава МИД Литвы Вигаудас Ушацкас. Но, может быть, у дипломатов не из Прибалтики, а из числа «старых членов» Евросоюза более взвешенная позиция?
А. П.: Ранее с такой позицией уже выступали еврокомиссар по вопросам расширения и политике добрососедства Штефан Фюле и глава комитета Европарламента по международным делам Эльмар Брок. Последний, как известно, заявил, что Украина отказалась от интеграции с ЕС под давлением России.
Есть европейские политики, которые мыслят шире, чем перечисленные мной выше фигуры. В частности, канцлер Германии Ангела Меркель вдруг заявила о том, что надо провести переговоры с Владимиром Путиным по этой теме.
Но я подозреваю, что, когда представители Евросоюза говорят о согласии на переговоры с Россией, они хотят просто добиться изменения российской позиции. Не добиться какого-то согласования интересов, а попытаться в последний момент повлиять на Москву – так же, как они пытаются повлиять на Киев. Пока иного «послания» от ЕС на этих возможных переговорах я не вижу.
ВЗГЛЯД: Могут ли на позицию Киева повлиять последние обещания, сделанные наблюдателем от мониторинговой миссии Европарламента, экс-президентом Польши Александром Квасьневским, о том, что ЕС уже срочно готовит экономический пакет помощи для Украины? Ранее они уже сняли свои требования об освобождении Юлии Тимошенко...
А. П.: Обещания, которые сейчас готов дать ЕС, вряд ли окажут решающее воздействие. Хотя, конечно, до саммита остается еще время...
Евросоюз рассчитывал получить согласие Украины на ассоциацию, исключительно выдвигая собственные требования (судебная реформа, выдача Юлии Тимошенко) и фактически ничего не предлагая взамен. Никаких серьезных обязательств финансового, экономического плана ЕС нести не хотел. И когда руководители Украины посчитали, что они приобретут и что потеряют, они поняли, что потеряют очень много, а приобретут очень мало.
Кроме того, от Киева потребовали выполнить условия политического характера, которые к экономическому сотрудничеству, строго говоря, никакого отношения не имеют. Теперь Евросоюз хватился – Украина буквально уплывает из рук, как рыба из сачка, в который ее почти поймали. В последний момент пытаются спасти уже почти провалившийся проект.
Было бы крайне странно, если бы Янукович сейчас вновь передумал и все же подписал бы соглашение. Это, во-первых, означало бы то, что он идет на поводу у оппозиции, а во-вторых, полностью дезавуировало бы его решение, принятое на прошлой неделе. Мне кажется, что руководство Украины определенно заявило, что на сегодня оно не готово к соглашению.
Не далее как сегодня Янукович сравнил ассоциацию с Евросоюзом с петлей – и заявил, что не хотел бы, чтобы Украина лезла в эту петлю. Так сказать, при таких ассоциациях соглашение об ассоциации вряд ли может быть подписано.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете появление на сайте Белого дома США петиции с требованием объявить Виктора Януковича и украинских министров персонами нон грата? Каков уровень мышления авторов такой петиции? Ведь отказ подписывать соглашение – это же не преступление...
А. П.: Содержание петиции, предложенной к рассмотрению администрацией Барака Обамы, абсолютно абсурдное. По поводу серьезности этого обращения хочу заметить, что на сайте президента США появляются самые разные петиции, вплоть до призывов «обнародовать правду об убийстве Джона Кеннеди». Как вы понимаете, никто эту петицию выполнять не собирается. Замечу, что она не набрала даже десятой части нужных голосов – 1 тыс. подписей при нужных 100 тыс.
Авторы, как известно, требуют санкций против Януковича за то, что он принял политическое решение о временном отказе от ассоциации с ЕС. Я исключаю, что администрация Обамы пойдет навстречу этому абсурдному требованию – даже Соединенные Штаты не применяют санкции в ответ на чисто политические решения.
Санкции нужно обосновывать либо правовыми, либо морально-этическими аспектами, либо подозрениями в чем-то криминальном. В данном же случае, повторю, речь идет о сугубо политическом вопросе, о суверенном выборе Украины как независимого государства, о решении, которое принял президент, законно избранный большинством украинцев. Администрация США может рассматривать эту петицию не более как курьез, содержащий абсолютно невыполнимые требования.