Отставка грузинского министра по исполнению наказаний, пробации и юридической помощи Хатуны Калмахелидзе принята. Калмахелидзе подала соответствующее заявление, напомним, после скандала, вызванного показом по местному телевидению шокирующих кадров насилия в местных тюрьмах.
Власти могут с учетом потери рейтинга ввести режим ЧП и отменить выборы
Впрочем, подобные кадровые решения, похоже, будут далеко не единственным последствием скандала. Не далее как через несколько дней в Грузии – парламентские выборы, а выигравшая партия, в свою очередь, выдвигает премьер-министра. Именно премьер-министр, по новому грузинскому законодательству, и будет уже со следующего года реальным главой государства, президент же останется скорее декоративной фигурой. Политологи предполагают, что теперь правящая партия «Грузинское национальное движение» получит существенно меньший процент голосов, на который могла бы рассчитывать. Еще пару недель назад социологи предсказывали «националам» 37% – по сравнению с 12% движения главного оппозиционера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта».
Хатуна Калмахелидзе больше не министр по исполнению наказаний (фото: government.gov.ge) |
«Главная задача оппозиции – довести страну до выборов, – заявил газете ВЗГЛЯД один из лидеров Республиканской партии Леван Бердзенишвили (эта партия входит в коалицию миллиардера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта»). – Власти же могут с учетом потери рейтинга ввести режим ЧП и отменить выборы. После этого шока, несомненно, шансы правящей партии уменьшились во много раз. Дополнительных голосов они точно не получат. В том числе они рассчитывали получить такие голоса от родных и близких 25 000 заключенных».
В интервью газете ВЗГЛЯД бывший премьер-министр Тенгиз Сигуа делится прогнозом: «Я полагал, что коалиция Бидзины Иванишвили получит в районе 40%, но последние события добавят ей 10–12%». В этом случае, говорит бывший глава правительства Грузии, «националы» могут взять от 40 до 45%. «То есть они будут в меньшинстве, так как удар для них сейчас серьезный и неожиданный. Первый раз сотрудники органов передали оппозиции компромат на власти, я имею в виду, что видеоматериалы были получены от работников ИТУ. Это – брешь в монолите «националов», – говорит Тенгиз Сигуа.#{ussr}
Влияние на поведение избирателей, несомненно, окажут и массовые протесты, прокатившиеся по Грузии. Несколько тысяч студентов прошагали маршем по центральным улицам Тбилиси. Они принесли к зданиям правительства и департамента конституционной безопасности МВД веники. Веник стал символом этих дней после жутких кадров (один из заключенных был изнасилован веником). Жители тбилисских корпусов выставляли в окна веники, когда студенты проходили мимо них по маршруту.
Студенты обещают перманентные акции протеста, пока не добьются от властей адекватной реакции. Выразиться же она должна, по мнению студентов, как минимум еще в одной отставке – министра внутренних дел Бачо Ахалаи. Раньше он возглавлял департамент по исполнению наказаний. Как говорят в Грузии, именно тогда, в его эпоху, начали измываться над заключенными. В Тбилиси отдают должное усилиям властей в борьбе с преступностью. Но действовать затем в тюрьме такими методами – неприемлемо, говорят участники акций, которые проводятся под лозунгами «Не пытай!».
Кроме студентов на митингах много представителей интеллигенции, да и обычных, рядовых граждан. Еще одно выражение гражданского протеста: некоторые водители по собственной инициативе начали снимать символику правящего «Единого национального движения» с тбилисских маршруток. Перед выборами в парламент практически все маршрутки города были обклеенные цифрой «5» – номером «националов» в избирательных бюллетенях – и фотографиями кандидатов в депутаты от правящей партии. Снимать символику стали из-за того, что власти, как они сами признают, совершили «тяжелую ошибку» по ситуации в системе ИТУ, – эту оценку дал секретарь Совета национальной безопасности Георгий Бокерия.
Политики на акции все же приходят, а как же иначе, скоро выборы. Но не берут мегафоны, не ведут за собой толпу. Они ограничиваются комментариями. Член ХДД Джаба Самушия говорит: «В наших местах заключения отличие от фашистских, получается, что нет только газовых камер!» Экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе надеется, что «после случившегося международное сообщество наконец поймет, что за демократическим фасадом нынешних грузинских властей скрывается уродливый, криминальный режим».
Реакция же президента страны Михаила Саакашвили была вполне показательной. В среду на встрече с премьер-министром Вано Мерабишвили он заявил, что с 18 сентября сотрудников ИТУ в местах лишения свободы заменит патрульная полиция.
«Ситуация чрезвычайная», – заявил Саакашвили. Он призвал сделать «максимально прозрачной» систему ИТУ, а Мерабишвили заявил, что возьмет ситуацию под личный контроль. 10 сотрудников ИТУ, которых иначе как садистами назвать нельзя, уже арестованы. Власти пытаются спешно найти выход из положения – в том числе потому, что от их изворотливости напрямую зависят результаты намеченных на 1 октября выборов
Напомним, что все началось во вторник поздно вечером. Телеканалы «Маэстро» и «9-й канал» показали шокирующие кадры жестоких избиений и изнасилований в особо извращенной форме, снятые скрытно в Глданской тюрьме. Около четырех часов утра 19 сентября с телеобращением выступил президент Михаил Саакашвили, который заявил, что «очень рассержен и шокирован», и пообещал строго наказать всех, кто «это сделал и допустил», осудить их «надолго».
Видеоматериалы продолжительное время, в течение двух лет, тайно снимал сотрудник ИТУ Владимир Бедукидзе, который бежал в Бельгию и передал эти кадры журналистам, также они переданы с помощью грузинских эмигрантов во все европейские организации, расположенные в Брюсселе.
Накануне МВД Грузии в своем заявлении сообщило, что в деле о нечеловеческом обращении с заключенными фигурирует Тамаз Тамазашвили, сторонник коалиции оппозиционного миллиардера Бидзины Иванишвили «Грузинская мечта», ранее приговоренный Тбилисским судом к 3,5 годам лишения свободы за незаконное ношение огнестрельного оружия. Якобы предложение организовать нечеловеческое обращение с заключенными, зафиксировать его на видео и передать материалы заказчику за солидную сумму исходило от него. Однако мало кто в Грузии верит в это.