На пленарном заседании во вторник наблюдателям могло показаться, что субботние митинги в Москве вовсе не закончились, а просто переместились на Охотный ряд. Депутаты готовы были драться друг с другом из-за оценки прошедших уличных акций.
#{image=599358}Первым слово взял коммунист Валерий Рашкин: «Вчера руководитель фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев предложил выступить с заявлением о поддержке конституционного строя в стране. На одном из субботних митингов был забавный плакат: «Не раскачивайте лодку, нашу крысу тошнит». Так вот от этого проекта попахивает чем-то похожим. Недавно в Москве прошли крупные политические акции. По сути, политически активное население раскололось на две части. Большинству надоела вся эта ложь, оно требует политических реформ в России и проведения честных выборов*».
По словам Рашкина, проект «Единой России» – лишь пустая декларация. Ведь правящая партия, по мнению коммуниста, политическую стабильность понимает как сохранение пожизненной власти Путина, а они – как демократический приход к власти президента Зюганова. «Разберитесь в своей конюшне, господа из партии власти, со своим либеральным крылом и не втягивайте парламентские партии в свои разборки», – заявил Рашкин с трибуны. После этого стало понятно, что «за» коммунисты голосовать не будут.
Против выступил и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Страна разделилась не на две, а на четыре части. Зачем так нагло врать, что на Пушкинской нас была одна тысяча? У нас было три тысячи! Я уже не говорю о том, что информация вся: только Поклонная и только, значит, Болотная. А Пушкинская – одним мазком. И потом вы хотите, чтобы мы о чем-то договаривались. Это же ваши каналы, ваши комментаторы, ваша полиция».
По словам Жириновского, митингующие на Поклонной пришли «поклоняться Кремлю», что вызвало ропот в зале. Депутаты с мест попытались громко напомнить Жириновскому послевоенную историю возникновения Поклонной горы, но тот, как всегда, не желал никого слушать. Его явно раздражало, что кто-то пытается перечить ему.
«Наша война на улицах сегодня. Тогда молчите, я выступаю. Вы уже вызвали революцию вашим тугодумством, вашим неумением гибко реагировать. Здесь не сельский клуб, что эта дамочка здесь мне мешать постоянно, иначе мы ее вынесем из зала. Нашла, защищать кого, нашла!» – буквально сорвался Жириновский на депутата от «Единой России» Раису Кармазину, сидевшую в первом ряду рядом с трибуной.
Жириновский закончил свою речь, но остался у трибуны, продолжая оскорблять Кармазину. К микрофону в этот момент уже подошел лидер фракции «Единая Россия» Андрей Воробьев. Он призвал Жириновского занять свое место в зале, но тот уже начал препираться с единороссом, бывшим начальником Генштаба СССР Михаилом Моисеевым, который пытался защитить соседку Кармазину от нападок. Тогда Жириновский начал кричать уже на него, предлагая седовласому депутату выйти поговорить, а также обращаясь к нему на «ты».
Лидера ЛДПР тут же окружили коллеги по фракции, готовые разнять депутатов, к Моисееву тоже подбежали единороссы.
«Владимир Вольфович, давайте нажмите на тормоза, нажимайте на тормоза! Хорош! Нажимай на тормоза! На тормоза, займи свое место!» – кричал на Жириновского Воробьев, пытаясь не допустить драки.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин впервые оказался в такой ситуации, побледнел и, очевидно, не знал, как повлиять на разбушевавшегося оратора. Только после того как между депутатами протиснулись не менее 10 их коллег, Жириновский все же согласился отступить от трибуны.
«Мы живем в очень интересное время, – заявил Воробьев. – У нас что ни день, то митинг, что ни неделя, то на центральные площади наших городов выходит народ. Мы благодарны, когда люди выходят на площадь со своим мнением. Но мы презираем и не допустим тех, кто призывает к революции, кто хочет «оранжевого» сценария, кто до сих пор не успокоился и пытается в мутной воде поймать рыбу. Революция, к которой призывает очень узкая группа лиц, – эта та же война».
С ним не согласился взявший слово следующим справедросс Николай Левичев. По его словам, это «Единая Россия» делает все возможное, чтобы «мирный гражданский протест и развернувшаяся дискуссия перешли в радикальные формы»: «Это вы разваливаете ее, вынуждая родителей выходить на митинги, вынуждая учителей подменять протоколы избирательных комиссий».
Воробьев позднее, выйдя из зала, с удивлением пожимал плечами. По его словам, еще в понедельник единороссы обо всем договорились с оппозиционерами и на совете Думы никто против документа не возражал.
«К сожалению, мы находимся в парламенте, в современном парламенте, и эмоции нас захлестывают. Может, кто-то сегодня просто встал не с той ноги, но еще вчера против этого документа никто не возражал», – заявил газете ВЗГЛЯД Воробьев. При этом он заметил, что жаловаться в комитет по этике на поведение Жириновского он не намерен. «У Владимира Вольфовича сейчас тяжелый период. Он очень востребован в период избирательной кампании. Нам надо его поберечь», – с улыбкой сказал Воробьев.
Сразу после перерыва единороссы вновь внесли свое заявление на рассмотрение Госдумы, для того чтобы принять его силами хотя бы одной партии парламентского большинства. «Как никогда активно выступают и противники сохранения гражданского мира в стране. Пытаясь оседлать справедливые протестные настроения, ожидания реальных перемен, эта узкая группа людей отвергает любой диалог с оппонентами, готовит России уличный, так называемый «оранжевый» сценарий смены», – говорится в заявлении правящей партии.
«Единая Россия» призвала всех граждан России «объединить усилия для сохранения целостности и единства нашего государства, обеспечения его поступательного демократического развития, противодействия любым попыткам вмешательства извне во внутренние дела России».
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента