Дело в том, что юбилейный концерт Примадонны, который украинский премьер предпочла пресс-конференции Ющенко, начался в Киеве одновременно с общением президента с журналистами, который в течение двух часов отвечал на вопросы аккредитованных массмедиа непосредственно в Украинском доме, а также удовлетворял любопытство представителей региональных СМИ во время прямых телемостов со Львовом, Одессой и Запорожьем. Не обошлось без Пугачевой и здесь: украинский президент ушел от прямого ответа на вопрос, какая из ее песен является у него самой любимой. Но отметил, что Алла Борисовна является талантливым человеком, имела и имеет влияние на украинцев. «Дай бог, чтобы в Украине были такие люди, которые делают так много для культуры своей страны, как она делает для развития российской культуры», – заметил глава украинского государства.
Киев без центра
Войти в отношения с Россией, которые были 20 или 25 лет назад, невозможно. Я убежден, что в Украине не родится такой политик
Обычно такие пресс-конференции Ющенко носили какие-то названия, однако на сей раз организаторы обошлись без помпезных заголовков к мероприятию. «Христос воскрес!» – поздравила всех собравшихся пресс-секретарь президента Ирина Ванникова. «Воистину воскрес!» – эхом отозвался Ющенко. И пресс-конференция началась издалека, а именно с политреформы 2004 года.
По словам президента, политический кризис начался именно после неудачной политреформы, которая «была рассчитана на интересы максимум двух персон, которые думали быть вечными премьер-министрами или руководителями Верховной рады, или максимум на две политические силы, чтобы разделить Украину и долгие годы представлять украинскую власть».
Тогда, по его мнению, «непродуманная политика» привела к тому, что центр принятия решений из администрации президента переместился в Верховную раду и в правительство. Однако что сделано то сделано, и, переходя к нынешним реалиям, Ющенко подчеркнул, что центра принятия решений по большому счету не существует.
«В украинском парламенте нет большинства. Ни один политик в этой стране не видел список, который бы подписали 226 депутатов и сказали, что мы в этом составе берем на себя политическую ответственность за экономический и социальный курс этой страны. Мы формируем бюджет, мы формируем экономику. Раз нет большинства, то, очевидно, нет коалиции. Когда мы говорим, что нет коалиции, то тяжело выполнить конституционную норму представления дееспособного правительства и премьер-министра. И так случилось, что 5 декабря у нас объявили как будто коалицию, 18 декабря она официально была оглашена в парламенте. За четыре месяца мы не видим соответствующих решений по формированию правительства, премьер-министра, принятия программы правительства, основ внутренней и внешней политики. Целого массива основ, которые определяют официальный государственный курс», – констатировал президент.
Ющенко также отметил, что в таких условиях тяжело говорить о «ритмичной» работе правительства и парламента. Мол, не соответствуют они тем целям и задачам, которые описаны в конституции.
«Нам надо иметь реальное большинство, реальную коалицию и формировать бюджет, правительственную программу и т. д. Очень важно, чтобы это произошло. Если этого не происходит, есть другой путь – проведение досрочных парламентских выборов», – заявил он. И предложил действующей коалиции или предоставить доказательства того, что она существует, провести утверждение правительства, или расшириться за счет Партии регионов или коммунистов.
Верховная рада работает так плохо, что, по мнению Ющенко, ничему не способствует. Даже расследованию его собственного отравления в 2004 году.
Диоксин и ныне там
Президент Украины уверен, что парламентская комиссия по расследованию обстоятельств его отравления может затянуть и повредить следствию, которое ведется Генпрокуратурой. «Проведение следственных действий – это исключительно прерогатива Генпрокуратуры. Осуществление других шагов, которые, возможно, кто-то из комиссии будет считать продуктивными, по моему мнению, только повредит. Нам надо завершить эту работу из одного центра, из компетентного института и не втягивать политические нюансы в характер расследования дела отравления президента», – сказал Ющенко.
Со своей стороны, он также пообещал сделать «все, что необходимо следствию, Генпрокуратуре, для как можно скорейшего завершения этого дела, передачи его в суд».
Пока же Ющенко отметил, что удовлетворен ходом расследования данного дела.
«Я убежден, что ответ будет положительным... Я думаю, что у следствия есть прогресс. Работа, которая проведена, достаточно весома, продуктивна и результативна. Я удовлетворен, как последнее время работает в этом вопросе Генпрокуратура», – сказал он.
Украина не Россия
На вопрос об украинско-российских отношениях президент отвечал долго, но, по сути, не сказал ничего нового. Мол, мяч не на украинской стороне поля, и точка. А россияне должны уважать суверенный народ страны-соседа, его право на формирование своей собственной суверенной политики: «Это не политика новых угроз, а это те суверенные права, которые рано или поздно будет реализовывать каждая нация».
«Войти в отношения, которые были 20 или 25 лет назад, невозможно. Я убежден, что в Украине не родится такой политик, – отрезал он. – Украина никогда не сделает шаг, который будет выглядеть недружественным по отношению к России. Украина не хочет проблем с Россией. Это наше кредо».
После этого Ющенко припомнил Москве массу проблемных вопросов, накопленных за последние 10–15 лет и обострившихся в последнее время. Это и зона свободной торговли, и ограничения на десятки групп товаров, и таможенные проблемы, и делимитация границ, и Черноморский флот, и многое другое. «Ответы на вопросы не находятся на украинской стороне», – поведал Ющенко, добавив, что желает, чтобы Украина с Россией имели нормальные отношения, но «Украина всегда на низком старте».
Одной из проблем – газовой – Ющенко посвятил большую часть своего спича на тему отношений с РФ. В частности, он считает, что январскими газовыми договоренностями ни Украине, ни России гордиться не стоит. Более того, Ющенко заявил о необходимости их пересмотра, в очередной раз жестко раскритиковав действия Тимошенко. Мол, такой цены на транзит нет нигде в мире, а проблемы, которые возникали каждый год в декабре, теперь будут возникать каждый месяц из-за невыбранных объемов и сложной формулы цены.
«К сожалению, я убежден, что к теме газовых отношений надо возвращаться на как можно более открытых, публичных и ясных принципах, – вздохнул президент. – Система договоренностей не укрепила ощущение стабильности ни у россиян, ни у украинцев, ни у европейцев. Мы должны – Украина и Россия – найти такой режим отношений, который бы удостоверил перед нашими западными партнерами, что у нас такая корреспондентская пара, которая является наиболее ответственной с точки зрения обеспечения энергетической безопасности ЕС».
«Мы должны дышать стабильностью, взаимно дышать стабильностью, тогда мы интересными будем. Если нет, безусловно будут появляться варианты не в пользу Украины, не в пользу России», – резюмировал он.