В пятницу, тринадцатого, незадолго до полуночи, Международная ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ) приняла решение приостановить членство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в этой организации на неопределенный срок.
Появляется шанс сгладить все углы и сделать вид, что и волки сыты, и овцы целы
Что означает отстранение наших легкоатлетов от всех международных соревнований. Возможно, и от Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.
Основанием для столь жесткой меры стал доклад комиссии Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), базирующийся на немецком фильме о якобы повальном увлечении наших легкоатлетов запрещенными препаратами.
До того нехорошего вечера были некоторые основания для оптимизма. Это и заявление вице-президента ИААФ Сергея Бубки о нежелательности отстранения российских бегунов, прыгунов и метателей, и похожие слова президента Международного олимпийского комитета Томаса Баха.
К тому же доклад комиссии во главе с бывшим президентом ВАДА Диком Паундом выглядел смехотворно, равно как и первоисточник всех бед наших легкоатлетов – фильм Хайо Зеппельта. Исполняющий обязанности президента ВФЛА Вадим Зеличенок, несмотря на недостаток времени, сумел за два дня подготовить ответ на все обвинения.
Но, к сожалению, Вадим Борисович остался неуслышанным. Все было решено заранее. Почти единогласно.
Отстранение россиян не в интересах ни ИААФ, ни МОК (фото: Василий Пономарев/ТАСС)
|
Ситуация очень неприятная. Теперь наши легкоатлеты будут вынуждены пропустить ближайшие крупные турниры, а среди них и зимний чемпионат мира. Не будет и уже ставшей традиционной «Русской зимы». Намеченные в нашей стране легкоатлетические соревнования пройдут в другом месте.
Но самое главное – было поставлено под сомнение участие нашей легкоатлетической сборной в Олимпиаде. Предложена такая иезуитская лазейка – пусть россияне выступят в Рио-де-Жанейро, но не под национальным, а под олимпийским флагом. Что весьма унизительно.
Одно дело, когда нынешний президент ИААФ Себастьян Коэ и многие другие атлеты отправились на московскую Олимпиаду под флагом МОК по милости своих правительств. Или взять Игры 1992 года в Барселоне, где под полотнищем с пятью кольцами выступала единая команда уже распавшегося Советского Союза.
И совсем иное дело, когда комиссия из трех непонятно кем избранных деятелей заставляет наших спортсменов отказаться от проявления принадлежности к своей родной стране.
Применен совершенно неприемлемый в мирное время принцип коллективной ответственности – были наказаны не только спортсмены, употреблявшие допинг, но и те, кто чист. Их наказали только за принадлежность к сборной России.
Применено внесудебное решение и нарушена презумпция невиновности. А еще удивило то, как рекомендации антидопингового агентства покорно проглотили объединения, которые вовсе не обязаны были их выполнять.
Сразу вспоминается сказка Корнея Чуковского «Тараканище». Все, наверное, ее читали. «Вы зубастые, вы клыкастые, а малявочке – поклонилися, а козявочке – покорилися». Тот же Коэ мог бы отмахнуться от доклада Паунда, как от мухи, а ведомство Баха – и вовсе эту муху прихлопнуть. Но не стали этого делать.
Видимо, нежелание почувствовать себя Блаттером или Платини взяло верх. Вот только интересно, кто он, бывший канадский пловец Дик Паунд? Уже упомянутый Тараканище, явно блефовавший в своих нападках на перетрусивших зверей?
Или персонаж Конан Дойла – Чарльз Огастес Милвертон, действительно располагающий компроматом, да еще имеющий покровителя в лице профессора Мориарти? Как известно, оба литературных героя плохо закончили. Но кровушки попортили немало.
Наши спортивные власти бросились было в бой, собирались обжаловать решение международных ассоциаций в суде, но уже на следующий день перешли к иной тактике. Как уже озвучивали и министр спорта Виталий Мутко, и президент Олимпийского комитета Александр Жуков, главная цель – добиться допуска наших легкоатлетов на Игры в Рио.
Для этого нужно выполнить все их рекомендации, переформатировать нашу федерацию легкой атлетики, перезапустить РУСАДА – то самое агентство, которое еще совсем недавно считалось безупречным и по версии всемирной антидопинговой службы.
Тогда наших легкоатлетов, может быть, простят. И Елену Исинбаеву, вернувшуюся в спорт после рождения дочери, и Анну Чичерову, и других наших спортсменов не накажут за то, что они не совершали.
События начала недели подтвердили ожидания. Россия создала координационный комитет по взаимодействию с ИААФ. Есть шанс, что через три месяца наша федерация будет восстановлена в правах, а российские атлеты смогут выступить в Рио-де-Жанейро. Причем не под олимпийским, а под нашим флагом.
Отстранение россиян не в интересах ни ИААФ (в ведомстве Коэ предпочтут показательную порку, которая, собственно, и происходит), ни МОК – скандал в главном виде программы неизбежно нанесет урон имиджу Олимпиады и Томасу Баху лично.
Появляется шанс сгладить все углы и сделать вид, что волки и сыты, и овцы целы. На какое-то время успокоится и наш «друг» Паунд. А потом все может начаться сначала.
Наша сторона сейчас поступает правильно, иных вариантов не осталось. Но ранее допустила, на мой взгляд, стратегическую ошибку, признав частично свою вину. Сделано же больше чем надо – ушел президент ВФЛА, сменился тренер сборной, выкорчевано наиболее урожайное в плане медалей направление – спортивная ходьба.В результате сборная России неудачно выступила на чемпионате мира, и Олимпиаду мы ждем с тревогой. Большие же жертвы, принесенные на алтарь борьбы с допингом, только разогрели аппетит жрецов.
Признав за собой малую вину, наша сторона навлекла на себя подозрение и соблазн повесить вину большую. А покаяния и саморазоблачение ничего хорошего не приносят. Тому, кто кается и саморазоблачается. Проверено перестройкой.
И еще. Никого не настораживает, что в России реформируют российскую же организацию (которая, чтобы там ни говорили, исправно работала) под давлением международной и в соответствии с ее требованиями?
Ранее нечто подобное провернули в баскетболе, сейчас – в легкой атлетике, потом можно попробовать применить этот метод не только в спорте. ВФЛА, как и любая национальная спортивная федерация, не является филиалом международной. Напротив, подобные международные организации формируются снизу. Это, как вы поняли, для справки.