Мнения

Александр Оськин
председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции

«Подписка и почта: пора прощаться с мифами»

6 февраля 2013, 18:30

Фото: lenizdat.ru

Подписная кампания в России сегодня – как боевые действия раз в полгода. Объявляется всеобщая мобилизация, героям обещают награды, после боя привычно и устало подсчитываются жертвы – подписчиков стало еще на один–два процента меньше, хотя средств на их завоевание потрачено чуть больше... А потом об этой необъявленной войне беспечно забывают на следующие шесть месяцев. Как дорого обходится нам эта беспечность!

Отказаться от жизненно важных услуг подписных агентств (а их в стране несколько десятков) и взвалить на почтовиков дополнительные затраты по работе с подписными изданиями означает ликвидировать рыночные отношения в этом сегменте

А ведь проблемы института подписки очевидны и не меняются уже много лет. Это недопустимо долгие сроки доставки и непомерно высокая ее стоимость, приводящие в совокупности к нерентабельности подписки для издателей и рядовых потребителей. Зачастую виновником этих проблем назначается почта. И это мнение, к нашему глубокому сожалению, разделяют не только читатели, не знакомые со структурой подписного рынка, но и некоторые издатели.

«Почта России» – серьезный системообразующий государственный институт. Аналогичные ведомства в других странах пользуются большим вниманием и поддержкой со стороны властей. У нас же почта на положении пасынка, которому на 2013 год Минфин сократил финансирование на 2,5 млрд рублей. Половина отделений почтовой связи не имеют устойчивых каналов коммуникации с центром, плохо обстоит дело и с их компьютеризацией. Отсутствие необходимых средств вынуждает почтовиков закрывать отделения связи или переводить их на работу по сокращенному графику – один–два раза в неделю. И все перечисленные выше проблемы с подпиской действительно есть. Крайне медленно идет модернизация ведомства. Доставка изданий осуществляется в ряде районов из рук вон плохо. И неудивительно – эта услуга для почтовиков, несмотря на целевые субсидии государства, является наполовину убыточной.

Вместе с тем бытует миф о блестящей работе советского института подписки: якобы во времена СССР почта сопровождала прессу от издательства до читателя, и этот способ организации подписного рынка был так хорош, что и сейчас нужно к нему вернуться.

Но, во-первых, отказаться от жизненно важных услуг подписных агентств (а их в стране несколько десятков) и взвалить на почтовиков дополнительные затраты по работе с подписными изданиями означает ликвидировать рыночные отношения в этом сегменте, то есть, по сути, национализировать его. Мы уверены, что это не только не поможет решить объективные проблемы, но и окончательно развалит институт подписки, серьезно ударит по почтовому ведомству.

А во-вторых, этот миф ошибочен не только в идеализации советской модели: многие не знают, что почта никогда не занималась деятельностью по подписке, а лишь брала на себя функции доставки и экспедирования.

Действительно, поначалу обязанность централизованного распространения и экспедирования советских изданий была возложена на отдел Наркомата почт и телеграфов – Центропечать. Но уже в 1932 году функциями организации подписки было наделено специально учрежденное Центральное управление распространения печати «Союзпечать», которое занималось организацией подписки по всей стране и частично – доставкой тиражей. Функции экспедирования вернулись к почтовым учреждениям в 1953 году, а сама Союзпечать занялась выстраиванием структуры организации и сбора подписки, а также розничными продажами через киоски.

В 1992 году президентским указом при Министерстве связи было создано Федеральное управление почтовой связи. ЦРПА «Союзпечать» было акционировано: розничные (киосковые) предприятия стали самостоятельными (частными) во всех городах и регионах России. Таким образом, создался конкурентный рынок розничных продаж прессы. Часть ЦРПА «Союзпечать», занимавшаяся подпиской, также была акционирована. А логистической базой подписки, как и в советское время, осталось почтовое ведомство – «Почта России». В этом сегменте распространения печати начала образовываться конкурентная среда. В 1993 году свою первую подписную кампанию провело «Агентство подписки и розницы», довольно быстро отвоевавшее у Роспечати четверть рынка. К концу 90-х годов в России существовало уже около десятка подписных агентств.

К началу 2000-х годов число подписчиков на печатные СМИ медленно, но верно снижалось. И если соотношение подписки и розницы в СССР делилось в пропорциях 60% – подписка, 40% – розница, то в 2000-е ситуация изменилась на прямо противоположную.

Импульсом к оживлению рынка стало появление в 2001 году «Межрегионального агентства подписки». Разработанная МАП подписная концепция предполагала, что многие проблемы можно решить адаптацией условий подписки и доставки под каждый регион. А инструментом решения стал выпуск региональных каталогов. При таком подходе появилась возможность рассчитывать и публиковать конечную подписную цену, что удобно и для подписчика, и для работника почты.

Появление МАП оживило рынок, обострило конкуренцию. В это же время серьезные реформы провела и почта. Так, в 2003 году было создано ФГУП «Почта России», началась централизация филиалов, создание единой почтовой службы страны. Такая реформа позволила почте проводить единую политику на всей территории России, это был шаг на пути к надлежащему управлению и единому качеству услуг на всей территории страны.

Сегодня конкурентная среда в подписном сегменте достаточно развита. На рынке существует 12 подписных агентств, которые собирают подписку через почту по трем конкурентным каталогам. Кроме того, в сегменте работают более двух десятков так называемых альтернативных агентств, которые собирают подписку вне системы почты. Есть примеры и редакционной подписки – заказы собирают сами печатные СМИ, а доставка до потребителя осуществляется либо почтовыми бандеролями либо по собственным каналам редакции.

Совместные усилия подписных агентств, почты и издателей привели к росту подписных тиражей, который сохранялся три–четыре года подряд. Закрепить успех не удалось – сказалось и наступление всемирного экономического кризиса, и пассивность большинства издателей, не готовых к совместной работе над развитием института подписки.

Сложностей у института подписки масса. Это и повышенный по сравнению с розницей НДС (18% против 10%). И застарелая проблема со стоимостью логистики периодики на огромных российских территориях. И долгие сроки доставки подписных тиражей, которые сделали бессмысленной подписку на ежедневную прессу.

В определенной степени все перечисленные проблемы, характерные для этого важного социально значимого сегмента экономики, так или иначе замыкаются на национальном почтовом операторе ФГУП «Почта России». Есть проблемы, которые невозможно решить без прямого и активного вмешательства государства: например, изменение ставки НДС, сокращение сроков доставки за счет выстраивания новых каналов экспедирования; снижение подписных цен за счет тарифов на доставку, которые, видимо, должен субсидировать федеральный бюджет, как это происходит во многих странах мира.

Но и издатели не должны оставаться в стороне, их задача – не только создать интересный продукт, но и выработать эффективную маркетинговую стратегию. Не менее важно и продуктивное сотрудничество с подписными агентствами и почтой.

В последнее время в отрасли развернулась оживленная дискуссия вокруг законопроекта «О почтовой связи» и конкретно тезиса о подписке. Отрасли навязывается мнение небольшого круга издателей о необходимости передать почте весь комплекс услуг по подписке, т. е. придать «Почте России» все признаки монополиста в данной сфере. Однако это предложение, по сути, разрушает рынок и грозит уничтожить весь институт подписки.

Между тем самые успешные примеры организации института подписки, в частности американский (в 2012 году на фоне падения розницы подписка в США медленно, но росла), демонстрируют эффективность разделения обязанностей. В Америке, да и в Канаде, Франции и многих других странах почта занимается только и исключительно доставкой подписных тиражей. Организацию и сбор подписки осуществляют специализированные агентства или сами редакции.

Этого пути нужно придерживаться и России. Позволим себе напомнить, что такое разделение было и в советское время. По нашему глубокому убеждению, в стране необходимо не только сохранить рынок подписки, но и осуществить комплекс мер по совершенствованию данного института, сосредоточив на этом усилия издателей, подписных агентств, «Почты России» и государства. Только объединив усилия на этом важном направлении, мы сможем решить кардинальные задачи роста подписки на газеты и журналы в России.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Путин анонсировал участие Белоруссии во втором этапе ядерных учений России
Темы дня

Как советский тыл брал Берлин и спасал немецкое население

В День Победы справедливо говорят о героизме наступавших советских войск – пехоты, ВВС, танкистов и артиллерии, но куда реже упоминают тыловиков. Хотя во время Берлинской операции решающей оказалась роль тыловых служб Красной армии. И благодарить их должны не только советские войска, но и немецкие мирные жители.

Британия применила против России тактику инфантила

Британия высылает военного атташе посольства России, жалуясь на «шпионаж» и даже «поджоги». Этому предшествовал обмен мнениями по линии МИД двух стран, где поднималась тема военных ударов по территории друг друга. Почему британцы в отношении России ведут себя даже более безумно, чем США? И чем им ответит Москва?

На Украине по кабельным каналам показали парад Победы в Москве

Посол России заявил о нелегитимных территориальных претензиях Японии

Стало известно о возвращении миллиардерами активов в Россию

Новости

Лукашенко принес на парад шпица Умку

Президент Белоруссии Александр Лукашенко взял с собой на парад Победы в Москве своего питомца – шпица по кличке Умка.

Послов недружественных стран не пригласили на парад Победы в Москве

Россия не приглашала на парад Победы послов недружественных стран, но такое решение не касается ветеранских общественных организаций этих государств, сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Медведев опубликовал в поздравлении с Днем Победы кадры поверженных противников

Зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев поздравил россиян с Днем Победы. Поздравлению он добавил архивные и современные видео.

Новейшие бронеавтомобили «Феникс» и «Линза» впервые появились на параде Победы

На параде Победы на Красной площади в Москве в первый раз прошли новейшие бронемашины К-53949 «Феникс» и санитарные машины «Линза».

Шольц призвал быть готовыми к затяжному конфликту на Украине

Канцлер Германии Олаф Шольц призвал быть готовыми к тому, что конфликт на Украине затянется, сообщает Tagesschau.

Лукашенко пошутил об их с Путиным внешнем виде после ночных переговоров

Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с российским коллегой Владимиром Путиным перед началом парада Победы в Москве пошутил, что они «неплохо выглядят» после ночных переговоров.

Французские летчики случайно нарисовали российский триколор на параде в Марселе

Элитная французская пилотажная группа, накануне участвовавшая в торжественном параде в Марселе, случайно раскрасила небо в цвета российского флага.

Названы стоящие на параде Победы рядом с Путиным ветераны

Рядом с президентом Владимиром Путиным на параде Победы на Красной площади стоят ветераны Великой Отечественной Александра Алешина, участница обороны Москвы, и сражавшийся в Сталинграде и под Ленинградом Евгений Куропатков.

Российские хакеры поздравили украинских школьников и студентов с Днем Победы

В День Победы российские хакеры из группировки «Килобайт V» взломали более сотни сайтов украинских учебных заведений, разместив на них поздравление с праздником и цитату президента России Владимира Путина о братстве народов России и Украины.

Карлсон опубликовал интервью с обвинившей Байдена в домогательствах Тарой Рид

Журналист Такер Карлсон опубликовал интервью с бывшей помощницей Джо Байдена Тарой Рид, которая обвинила нынешнего американского президента в домогательствах; сейчас она живет в России.

Окружение Суровикина опровергло его возвращение из Африки в Россию

Генерал Сергей Суровикин остается в Африке, сообщения о его возвращении в Россию не соответствуют действительности, пишут СМИ со ссылкой на источники из его окружения.

Захарова назвала Зеленского «выродком во всех смыслах этого слова»

Подобные Владимиру Зеленскому люди потеряли связь со своими семьей, культурой и народом, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, добавив, что считает его «выродком во всех смыслах этого слова».
Мнения

Игорь Караулов: Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?