За ростом городских протестов и падением рубля как-то потерялась звучавшая еще недавно проблема подорожания топлива, а между тем этот рост также никуда не делся.
Несмотря на то что вслед за снижением цен на нефть оптовые цены на топливо незначительно снизились, в рознице дизтопливо и бензин продолжают дорожать. И, к сожалению, вероятнее всего, этот рост так или иначе продолжится. Если мировые цены на нефть вновь вырастут, велика вероятность возникновения перекоса в сторону экспортной составляющей. В этом случае хорошо, пожалуй, только то, что благодаря старательно возводимым в прошлом году таможенным барьерам рост этот будет сравнительно медленным.
Потребуются активные действия в отношении расхитителей и лентяев: увольнения, штрафы, возможно, даже уголовные дела
Значительно хуже может сложиться ситуация в случае, если нефть на рынке подешевеет. Так как бюджет этого года сверстан, исходя из цены более 100 долларов за баррель, снижение мировых цен пробьет в нем значительную брешь, закрывать которую, вероятнее всего, будут путем увеличения налоговой нагрузки. Причем акцизы на топливо являются в такой ситуации весьма удобным инструментом, так как уклониться от их уплаты участникам рынка значительно сложнее, чем в случае с большинством налогов. В таком случае нас ждет довольно резкий рост, возможно, к новому году коммерческое топливо будет стоить уже в районе 40–45 рублей за литр.
Хуже всего в случае такого повышения цен придется отнюдь не гражданам, для которых личный автотранспорт – все же вещь, относящаяся скорее к зоне комфорта. Более всего пострадает бизнес, в первую очередь связанный с перевозками и активным использованием техники, например строительный. Ведь кроме подорожания топлива компании окажутся под увеличившимся налоговым давлением, а также будут вынуждены конкурировать с зарубежными игроками, получившими доступ на наш рынок благодаря вступлению России в ВТО. Для многих из них это будет означать конец – и не только по причине того, что западные игроки обладают большими ресурсами, но и потому, что работать придется в условиях низкой маржи, к чему наши компании не привыкли. И переложить возросшую себестоимость на покупателя тоже больше не удастся – слишком сильна станет конкуренция. Перекрытие трасс и митинги против дорогого бензина тоже вряд ли будут возможны – власть нынче не та.
На рост издержек и усиление конкуренции придется ответить либо уходом с рынка, либо ростом эффективности бизнеса, например борьбой с хищениями, контролем за использованием техники и другими методами снижения расходов.
Эффективность использования транспорта можно повысить, например, при помощи систем мониторинга, которые позволяют контролировать не только соответствие положения автомобиля маршруту, но и реальный расход топлива и наработку моточасов. Правда, кроме самого оборудования потребуется еще и воля к победе – в первую очередь потому, что сама по себе информация о хищениях и нецелевом использовании транспорта водителями ничего не изменит. Потребуются активные действия в отношении расхитителей и лентяев: увольнения, штрафы, возможно, даже уголовные дела.
Не секрет, что пока многие владельцы и менеджеры средних и малых компаний заниматься такими вещами не хотят, так как душевный комфорт и хорошие отношения с персоналом дороже, чем 25–30% украденного водителями топлива. Такой подход благодаря высокой марже более или менее успешно существует сегодня, но сможет ли он существовать завтра?
Помимо прямой экономии топлива, внедрение систем мониторинга дает множество неочевидных на первый взгляд преимуществ, начиная от снижения аварийности вождения вследствие автоматического контроля соблюдения водителем ПДД до повышения качества обслуживания клиентов за счет контроля прибытия водителя на место погрузки или работы техники вовремя.
И кроме этого, существует еще и важный социальный аспект проблемы. Большинство предпринимателей недовольны высоким уровнем коррупции и откровенного воровства в нашей стране. Но как можно возмущаться тем, что воруют чиновники и государственные служащие, притом что порядок не наведен в собственном бизнесе, где крадут собственные сотрудники и где убыток отражается на собственном кармане? Может быть, до того как искоренить воровство в государстве, стоит попробовать на своей собственной компании? Ведь и воров станет меньше, и прибыль – вот она.
Специально для газеты ВЗГЛЯД