Нельзя не признать, что советское образование было совсем неплохим. Но – для своего времени, для той эпохи. Сейчас мир изменился. Перед нами стоят другие вызовы. Поэтому образование должно делать ставку на развитие интеллекта и креативности. Способности самостоятельно мыслить и принимать решения.
В нашей молодой политике очень нужна молодая кровь, свежие мозги и горячие сердца
Знания сейчас слишком быстро устаревают. Чтобы конкурировать, нужно постоянно осваивать что-то новое. Поэтому и в школе, и в вузах должны учить молодых людей самих становиться себе учителями. Понимать, что учеба не заканчивается с получением аттестата или диплома, а продолжается всю жизнь. Что постоянное самообразование – это теперь обязательное условие успеха в любом деле.
Сейчас Интернет сделал доступными любые знания. Поэтому учителя и преподаватели должны все больше учить именно тому, как организовывать самообразование. Естественно, и школьники, и студенты должны усваивать некую общую базу знаний. Или хотя бы четко понимать, что в нее входит, где ее границы. Но главное сейчас – это научиться дальше учиться самим, по собственной схеме. Каждый сам должен понять, что именно ему нужно для самореализации. А преподаватель должен помочь сделать выбор, сориентироваться, понять, как и где искать нужные знания. Как и где находить обучающие программы, какие курсы и предметы выбирать. Естественно, сами преподаватели должны хорошо ориентироваться в этом.
Меня недавно спросили об отношении к ЕГЭ. Я сказал, что вообще не сторонник стандартизации/унификации, особенно в таком деле, как образование. У ЕГЭ есть плюсы и есть минусы. Его подгоняли под требования Болонского соглашения и ВТО, но до конца не подогнали. В Европе для поступления в большинстве мест его результатов недостаточно. Я считаю, что нам надо создавать свою, принципиально новую систему образования. Нам не надо копировать чьи-то стандарты. Нам надо делать наших выпускников более сильными, более мобильными в интеллектуальном плане, более конкурентоспособными, чем западные – за счет умения быстрее приобретать компетенции. Тогда мы начнем сами устанавливать правила игры. Везде. Для себя – и для других.
А сейчас треть нашей молодежи мечтает уехать за границу. Потому что не видит перспектив для профессионального и социального роста. Наш рынок труда не соответствует тому, кого мы готовим. То есть молодые люди, умные, амбициозные, заканчивают вузы и не находят работы.
Тут есть серьезная системная проблема. Сейчас в России 70% выпускников получают высшее образование, 30% – средне-специальное. Спрос на рынке труда находится в обратной пропорции – с высшим нужно существенно меньше, а со средне-специальным – намного больше. Так устроен рынок сегодня, и с этим в краткосрочной перспективе ничего сделать нельзя. Рынку нужны квалифицированные рабочие, медицинский персонал, повара, автомеханики.
На самом деле, лучшие перспективы сейчас будут у тех, кто, уже имея высшее образование, степень бакалавра, получит рабочую специальность. Сделать это можно за три–шесть месяцев. Это может показаться «диким», но в большинстве развитых стран так часто происходит. Именно так сейчас создаются квалифицированные рабочие места. Естественно, для этого государству нужно серьезно поднимать престижность таких профессий и уровень оплаты. До такого же уровня, как у менеджера или юриста. И это, кстати, входит в программу «Правого дела».
Еще я думаю, что позиция нашей партии подтолкнет молодежь к активному участию в политике. Мы на это очень рассчитываем. Потому что по энергетике и по ментальности мы гораздо ближе к молодежи, чем кто бы то ни было. Я читаю лекции, много общаюсь со студентами и могу сказать, что среди сегодняшней молодежи очень много цельных, одаренных, собранных ребят. Мы в «Правом деле» планируем много делать для улучшения перспектив для молодежи. В нашей молодой политике очень нужна молодая кровь, свежие мозги и горячие сердца!
Источник: Блог Михаила Прохорова