По поводу беседы Путина с рабочими, во время которой он рассказал много интересного и про «мочить в сортире», и про «базовое качество президента».
Знаете, что мне нравится в Европе?
Быть рабочим — это не то чтобы совсем позор, но, как минимум, что-то типа болезни
В Европе у людей на лицах нет выражения «отстаньте от меня». Чувствуется, что они стараются выполнить свою работу максимально хорошо.
То есть, конечно, я не хочу сказать, будто в Европе всё идеально. В той же Германии, например, проблемы клиента, приехавшего после окончания рабочего дня, никого не волнуют. А в Италии народ излишне увлекается, из-за чего провести час в очереди из трёх человек – в порядке вещей...
В целом, однако, видно, что люди воспринимают свою работу очень всерьёз, и это очень подкупает.
Не знаю, как оно было при царе, но за годы советской власти мы начисто разучились такому отношению к делу. Основная причина этого – иерархическая структура нашего общества. Жёсткое деление на «уважаемые» и «неуважаемые» профессии.
Сейчас считается, что быть начальником или бизнесменом – это круто. А быть рабочим – это не то чтобы совсем позор, но, как минимум, что-то типа болезни. Как в реальной жизни, так и в блогах, многие относятся к рабочим как к инвалидам. Дескать, «в России мало платят пенсионерам и слесарям, из-за этого убогие мучаются».
Вспоминается известная цитата с одного из женских форумов: «Я в шоке – ко мне сегодня подвалил парень, оказалось, что он плотник! Как может такой подходить к девушке?»
Можно было бы сказать, что причина всему – рыночные отношения, но... разве не было того же самого в СССР? Когда приносящих двойки детей пугали профессией дворника, а детей «небыдла» – профессией сантехника?
Кстати, мне очень нравится работать руками. И если бы я не был сейчас предпринимателем, я бы наверняка работал у станка. Вероятно, токарем или фрезеровщиком. Делал бы разные нужные стране детали из заготовок.
Россия, как известно, тяжело больна депрессией. Люди у нас часто видят жизнь в чёрном цвете, ищут везде негатив, не замечают хорошего. Одна из причин этого, на мой взгляд, «культ пятницы». Когда считается нормальным тяготиться своей работой и «по-дембельски» считать дни, оставшиеся до возможности нажраться в мясо, чтобы забыться и уйти из мрачной реальности.
Я считаю, это надо исправлять. Один из годных способов – показывать жизнь простых рабочих так, чтобы они выглядели круто. В этом плане рабочие, которые разговаривают с премьером не на правах «ходоков у Ленина», а как равные с равным – это, я считаю, очень правильный формат. Деньги и должности значат в этом мире далеко не так много, как иногда кажется...
Ладно. Я знаю, вы сейчас скажете мне, что Россия гибнет, что рабочие получают копейки, что заводы закрываются и что на этом фоне глупо думать о моральном состоянии полунищих и полупьяных слесарей. Специально для скептиков я заготовил небольшой обзор по состоянию дел на Магнитке.
Начнём с того, что объёмы выплавки стали в России сейчас находятся на советском уровне. Если в 1992 году мы выплавили 67 миллионов тонн, то в 1998 году скатились до уровня в 44 миллиона, а к 2010 году снова вернулись к стартовым 67 миллионам.
Выплавка стали на ММК, в полном соответствии с общим трендом, полностью восстановилась в конце нулевых – в июле 2007 года был поставлен абсолютный рекорд по объёмам за всё время существования комбината, который начал работу, на минуточку, ещё в сталинские времена.
Правда, если считать не по месяцам, а по годам, то советский рекорд 1989 года ещё не превзойдён. Если всё пойдёт по плану, на это потребуется ещё несколько лет.
С другой стороны, экологии сейчас уделяется гораздо больше внимания, чем в советские времена. Начиная с 2005 года ММК предоставляет свою природоохранную отчётность экологам, которые помещают его всё выше и выше в своих экологических рейтингах. Что очень важно, по прозрачности отчётности ММК находится на первом месте.
Возможно, ортодоксальные экологи напишут мне, что хороший завод – это мёртвый завод: экологи, знаете ли, та ещё мафия... однако я ни разу не готов возвращаться в девятнадцатый век, чтобы бродить по улицам по колено в конском навозе и со скорбью листать газеты, выясняя число умерших от голода в этом году. Между интересами человека и интересами природы всё же должен соблюдаться некий разумный баланс.
Обществу следует научиться относиться к рабочим не как к неудачникам, которым не удалось стать начальниками, а как к уважаемым людям
Надо отметить, что ММК – один из крупнейших металлургических комбинатов, двадцатый по размеру в мире и один из первых в России. В прошлом году, например, на него пришлось 17% нашей выплавленной стали.
Капитализация ММК за последние восемь лет выросла в несколько раз – с 1,7 до 12 миллиардов долларов.
Впрочем, это заслуга не комбината, а стабильных нулевых. Что бы там ни писали мне из дальнего зарубежья про «разрушенное государство», инвесторы сейчас с куда как большим доверием относятся к российским предприятиям и, соответственно, готовы платить за них гораздо больше. Проще говоря, увеличение капитализации в пять раз показывает, что инвесторы в пять раз меньше боятся потерять свою собственность, чем ещё в 2002 году.
Теперь процитирую кое-что любопытное из годового отчёта ММК за 2007 год.
«В сортаментной структуре экспорта в 2007 году выросла доля слябов и заготовки. Это связано с возросшими возможностями Общества по выплавке стали и производству полуфабрикатов. Доля отгрузки листового проката и металлопроката глубокой степени переработки в структуре экспорта снизилась из-за увеличения продаж данных видов продукции на внутреннем рынке, обеспечивающем более высокую доходность».
В переводе на русский язык это значит, что Магнитка стала меньше экспортировать, так как внутренний спрос сильно вырос. То есть российская промышленность развивается, и, естественно, ей требуется всё больше и больше стали.
Ещё две показательные цифры. В 2002 году на экспорт приходилось 57% объёма продаж. В 2010 году – всего лишь 25%.
Кстати, было бы огромной ошибкой думать, будто сталь – она и есть сталь. Сталь бывает очень разной.
Некоторые сорта высококачественной стали нашим предприятиям приходилось раньше закупать исключительно за рубежом. ММК, однако, равно как и другие наши сталелитейные заводы, довольно последовательно выдавливает импорт.
Например, год назад, в 2010-м, заработал на полную мощность «Стан-5000», на котором выпускается толстолистовой прокат для трубных заводов.
До ввода в строй Стана-5000 трубные заводы были вынуждены эту сталь импортировать.
А неделю назад на Магнитке торжественно запустили «Стан-2000», который будет выпускать прокат для современных автомобилей. Раньше в России такой прокат не выпускался, это было проблемой.
Новая сталь с этого стана пойдёт, в первую очередь, на АвтоВАЗ и Соллерс.
Если учесть, что при производстве автомобилей примерно 10% приходится на сталь, вполне очевидно, что и остальные наши автопроизводители, такие как «Фольксваген» под Калугой и «Форд» под Петербургом, тоже перейдут на закупки качественной стали в России, как только у них появится такая возможность. Таким образом, у российских заводов, включая ММК, есть ещё большие резервы для расширения производства автомобильного проката.
Ладно. Пара слов о зарплате рабочих. В 2001 году средняя зарплата на ММК составляла семь тысяч рублей.
В 2010 году – уже 34 с половиной тысячи.
Для Магнитогорска это весьма неплохие деньги. Квалифицированный рабочий вполне может обеспечивать на эти деньги себя и свою семью. Опять-таки, на ММК довольно много разных социальных программ, таких, например, как помощь сотрудникам в покупке жилья.
Правда, численность персонала постепенно снижается... но мы всё же живём уже в двадцать первом веке. Современное производство означает более высокую производительность труда, а ММК вкладывает в обновление оборудования огромные средства.
Если в 2003 году в модернизацию было вложено 100 миллионов долларов, то в 2008 году вложили уже полтора миллиарда, а до 2013 года запланированы ещё большие инвестиции.
Главная цель инвестиций – выдавить импорт с внутреннего рынка. Выше я уже писал про Стан-5000 и Стан-2000, которые сейчас успешно заняли нишу зарубежных производителей.
Подведу итог.
С нашей промышленностью всё в порядке: она успешно растёт и развивается. Рост зарплат ясно показывает, что квалифицированные рабочие нужны в больших количествах уже сейчас. Поэтому, пожалуй, пора уже признать, что жизнь изменилась. Обществу следует научиться относиться к рабочим не как к неудачникам, которым не удалось стать начальниками, а как к уважаемым людям, которые выполняют важную и почётную работу.
Источник: Блог Олега Макаренко