Профессор ВШЭ Олег Матвейчев расценил поправки в Конституцию, которые предложил Владимир Путин, как «защиту от дурака». «То, что он делает, это защита от возможных будущих претендентов на пост президента или политических лидеров, которые на волне популизма могут получить достаточную часть власти», - сказал Матвейчев в рамках круглого стола, организованного Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ) «Обновление институтов готово. Смысл и назначение конституционных изменений».
При вступлении в силу предложенных поправок приход к власти популистов будет затруднен, считает Матвейчев. Путин готовит страну «к транзиту», то есть к созданию системы институтов, «а не к какому-то преемнику», пояснил он.
По словам другого эксперта ЭИСИ, члена Общественной палаты Екатерины Курбангалеевой, предложенные Путиным поправки являются ужесточением требований к будущим политическим фигурам.
«Путин дал понять, что не намерен оставаться президентом Российской Федерации на следующий срок. Раз должен быть начат транзит, значит должны быть определены правила игры, а именно, кого мы выбираем. Это ужесточение требований перед вступлением страны в новый выборный период, к будущим народным избранникам», - цитирует ее RNS.
Напомним, 20 января президент Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект о поправках к Конституции. В нем предлагается закрепить нормы об индексации пенсий, зависимости величины МРОТ от прожиточного минимума, новые требования к кандидатам в президенты, депутатам и высшим чиновникам.
Путин предложил, в частности, закрепить в Конституции приоритет Основного закона России в правовом пространстве страны над международным правом, запрет членам Совфеда, депутатам Госдумы, премьер-министру, федеральным министрам, главам иных федеральных органов и судьям иметь иностранное гражданство.
В соответствии с поправками, президентом может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 25 лет, не только не имеющий в данный момент, но и не имевший ранее иностранного гражданства либо вида на жительства иностранного государства.