Опрошенные газетой The Wall Street Journal эксперты считают, что хаос в Турции способен свести на нет любые попытки Москвы и Вашингтона в борьбе с «Исламским государством*» в Сирии, передает РИА «Новости».
Переворот означает, что любое предложение Джона Керри, сделанное во время его визита в Москву, будет еще труднее реализовать на практике
«Переворот означает, что любое предложение (главы Госдепа Джона Керри), сделанное во время его визита в Москву, будет еще труднее реализовать на практике. Мы не знаем наверняка, кто теперь в Турции несет за все ответственность», - полагает собеседник издания, эксперт по Ближнему Востоку Эндрю Таблер.
Администрация президента США Барака Обамы давно разочарована политикой Реджепа Тайипа Эрдогана, в особенности его действиями в отношении масс-медиа, но Вашингтон по-прежнему сильно зависит от Анкары, отмечает газета Financial Times.
«Турция - это одна из трех неарабских стран на Ближнем Востоке и член НАТО, обладающий солидным опытом противостояния России. Анкара также чрезвычайно важна для борьбы с ИГ, в особенности после того, как она согласилась предоставить американским бомбардировщикам базу Инджирлик для вылета на задания в Ираке и Сирии», - пишет FT.
Попытка военного переворота в Турции - это «большой тест» для США и их европейских партнеров по Североатлантическому альянсу. Им предстоит понять, хотят ли они свержения неоднозначного в своей политике, но демократически избранного правительства, считает собеседник издания, эксперт Центра Новой Американской безопасности Ник Херас.
Обозреватель испанской газеты El Pais Хосе Игнасио Торребланка замечает, что важный геополитический статус Турции - восточного бастиона НАТО, как и внешняя твердость и авторитарность стиля правления президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, не сделали Турцию менее хрупкой и уязвимой.
По мнению журналиста, из «арабской весны» Эрдоган вышел в статусе лидера мусульманского мира, лелеющего идею построения «нео-оттоманского» порядка, однако сейчас турецкий президент оказался в изоляции как внутри страны, так и на арене мировой политики.
«При провозглашенном внешнеполитическом принципе - «никаких проблем с соседями», при Эрдогане наметилась динамика конфронтации со всеми (союзниками), в особенности с ключевыми странами, вроде России, Ирана и Израиля. И лишь недавно он попытался поменять курс. Его цель - свержение Асада в Сирии - не только провалилась, поскольку сирийский диктатор по-прежнему находится у власти, но и создала глубокие внутренние противоречия», - считает обозреватель испанской газеты.
Риторика Эрдогана разделила общество и разожгла этнические и религиозные споры, соглашается журналист британского издания The Guardian Иэн Блэк.
Традиционно турецкая армия рассматривает себя в качестве гаранта светской государственности, замечает Блэк, и с каждым годом среди военных нарастало недовольство авторитарным стилем правления Эрдогана. Кроме того, в армии могли не понять «разворота» внешней политики Турции - улучшения отношений с Россией и Израилем и курса на нормализацию отношений с Дамаском. На все это Эрдоган мог пойти ради того, чтобы успокоить своих сторонников из бизнес-сообщества, обеспокоенных тяжелыми проблемами экономики страны.
В то же время большинство экспертов по региональной политике не ожидали, что военные прибегут к попытке переворота, от них ждали «политической реакции» на проблемы в стране. «Турция слишком далеко зашла в своей политической и экономической эволюции, чтобы страна управлялась военной хунтой», - писал аналитик Генул Тор в статье для журнала Foreign Affairs. Ответа военных, вероятно, не ждал и сам Реджеп Тайип Эрдоган.
«По иронии, ранее на этой неделе Эрдоган подписал законопроект, предоставляющий военным иммунитет от преследования, если они участвуют в операциях по обеспечению внутренней безопасности. <...> Документ рассматривался, как подтверждение улучшения отношений между правительством и армией, и ему отводилась ключевая роль в операциях на курдских территориях», - добавил журналист The Guardian.
Группа военных от лица генштаба ВС Турции в пятницу объявила о переходе власти в стране в их руки и об отстранении от нее турецкого руководства. Мятежники вывели на улицы Анкары и Стамбула танки, обстреляли здание парламента, а также подняли в воздух вертолеты, с которых открыли огонь по людям.
После сообщений о начале военных действий премьер-министр Турции Бинали Йылдырым заявил о попытке военного переворота в стране, а также, что правительство продолжает работу. Президент Турции Тайип Эрдоган выступил с обращением к народу, пообещал наказать организаторов переворота и призвал граждан выйти на улицы.
Сообщения о стрельбе поступили также из района аэропорта Ататюрка в Стамбуле. Аэрофлот развернул рейс из Москвы, следовавший в Стамбул, и посадил его в Симферополе. Аэропорт Стамбула начал принимать рейсы с 6.00 мск.
Комментируя ситуацию в Турции, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Владимир Путин постоянно получает подробную информацию об этих событиях.
Позднее национальная разведка Турции заявила о провале попытки военного переворота, выявлении и задержании ряда мятежных военных. Мятежники, захватившие один из мостов через пролив Босфор, также сдались. Минюст Турции назвал предполагаемого организатора переворота. Эрдоган заявил о взятии ситуации под контроль властями страны.
В ходе событий погибло 90 человек, более 1100 ранены. Также убиты 104 участника госпереворота.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ