«Эсминец Военно-морских сил США «Росс» войдет в акваторию Черного моря 3 декабря для обеспечения мира и стабильности в регионе», – передает РИА «Новости» со ссылкой на сообщение флота.
В пресс-службе также отметили, что основной задачей корабля в Черном море станет налаживание взаимодействия по обеспечению морской безопасности и поддержанию боеготовности морских сил с «союзниками и партнерами» США.
Эскадренные миноносцы типа «Арли Берк», к которому относится «Росс», имеют на вооружении две пусковые установки системы «Иджис», которые позволяют нести до 56 крылатых ракет «Томагавк», оснащаемых ядерными боеголовками. Также на борту корабля размещается вертолет SH-60 «Си Хок». Экипаж эсминцев «Арли Берк» составляет 337 человек.
Эсминец «Росс» 20 октября в ходе первых испытаний морской составляющей американской системы ПРО в Европе успешно перехватил баллистическую ракету в северной части Атлантического океана.
Накануне телеканал «Звезда» сообщал, что эсминец Военно-морских сил США Carney наблюдает за российским ракетным крейсером «Москва» у побережья Сирии.
Во вторник СМИ сообщали, что доступ российских судов в черноморские проливы оказался затруднен после ухудшения российско-турецких отношений. Судя по данным прессы, судно «Братск» ожидало разрешения с 10.00 до 19.00, «Волгобалта» – с 3.00 до 17.00. Поздно вечером 29 ноября суда под российским флагом все же зашли в Босфор.
А транспорт ВМФ России «Яуза» во время прохождения пролива Дарданеллы встретила турецкая субмарина. Инцидент произошел утром 30 ноября в районе города Ченаккале.
Однако военно-дипломатический источник сообщил, что корабли и суда российского ВМФ не испытывают проблем с прохождением проливов Босфор и Дарданеллы, а встреча с турецкой субмариной является обычным явлением в условиях интенсивного судоходства в проливной зоне.
26 ноября пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявлял, что Россия рассчитывает на незыблемость правовых норм свободы судоходства через Черноморские проливы.
По данным открытых источников, конвенция Монтре сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через Черноморские проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу.
Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не должен превышать 30 тыс. тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. тонн в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.
В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей ее функций правительству Турции.
#{biginfographic=753692}
Напомним также, 3 апреля 2014 года министр иностранных дел России Сергей Лавров заявлял, что Москва обратила внимание Вашингтона и Анкары на то, что пребывание американских кораблей в Черном море нередко превышало установленные международной конвенцией сроки.