В Польше и до этого отношение к России было достаточно неплохое, напомнил доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
Польша как страна другой весовой категории по сравнению с Германией может себе позволить более резкий маневр и, в частности, может возглавить обратное движение в сторону России
«Но когда по мере того, как становится очевидным, что игра Соединенных Штатов имеет достаточно мощную экономическую подоплеку, и она по большому счету сводится к тому, чтобы создать России имидж «империи зла» и на этой волне убедить Европу покупать более дорогой американский газ – в полтора раза дороже, чем он обходился, купить у Штатов размещение дополнительных войск НАТО, которые – равно как и существующие – оплачивает страна-реципиент, подписать соглашение о зоне свободной торговли, что означало бы сдачу европейского рынка американцам, понятно, что такая схема теряет свою привлекательность. Как только начинают считать деньги – здесь все достаточно прозрачно, бизнеса гораздо больше, чем политики», – пояснил эксперт.
Дональд Туск в доброй восточноевропейской традиции просто продемонстрировал наличие этой способности, считает политолог. «Когда речь идет в первую очередь о деньгах, а от ценностей мало что остается, то встает вопрос: «А кто будет платить за чужие издержки?» – риторически спросил собеседник. По его мнению, Польша внятно дала понять, что «этим плательщиком быть не хочет».
Если раньше Варшава выглядела как более проамериканская столица на фоне других членов Евросоюза, то «после последнего визита Ангелы Меркель я даже не знаю, как эту границу проводить – она съездила в Штаты и вернулась как абсолютный вассал», – сказал Коктыш.
Традиционное разделение, мол, Восточная Европа более проамериканская, это зона влияния Штатов, а все остальные страны – более европейские, уже неоднозначно, добавил он. «Сейчас я не знаю, кто более проамериканский: руководство Польши или Германии. Притом что обе страны являются носителями европейских интересов, другой вопрос – насколько политические элиты эти интересы осознают», – заметил политолог.
Возможно, после выборов в Европарламент, а также внутренних выборов в странах ЕС эти границы снова будут более четкими, допустил эксперт. «На сегодня у всех существует ощущение достаточно сильного давления Соединенных Штатов, на кого-то давят больше, на кого-то меньше. При этом очевидно, что Польша как страна другой весовой категории по сравнению с Германией может себе позволить более резкий маневр и, в частности, может возглавить обратное движение в сторону России», – предположил собеседник.
«Чем вы легче, тем легче маневрировать, потому что отсутствует связанность, – пояснил эксперт. – Другое дело, когда вы весите несколько сотен миллиардов, как Германия, вам тяжело маневрировать, по крайней мере, делать это резко».
Как сообщала в четверг газета ВЗГЛЯД, польский премьер-министр Дональд Туск заявил, что Польша не должна быть в «антироссийском авангарде» или в каком-то «крестовом походе против России». Глава правительства Польши считает, что Варшава сейчас занимает сильную позицию в Европе, так как Польша проводит последние несколько лет как в отношении России, так и в отношении Украины «рациональную политику, без каких-либо эмоций».
По его словам, после присоединения Крыма к России изменилась ситуация, поэтому «Польша входит в число государств, которые ожидают твердую реакцию со стороны западного мира (в отношении РФ)».
«Однако хочу сказать со всей определенностью, Польша – пока я буду входить в круг лиц, принимающих решения – не будет страной, реализующей агрессивную антироссийскую концепцию», – заявил Туск в эфире телеканала TVN24.
Напомним, в Польше группа общественных деятелей, в которую вошли профессора, меценаты, бывшие депутаты сейма республики, направила в местные СМИ открытое письмо в поддержку политики России по отношению к Украине. «Тысячи поляков, лишенных права голоса и доступа к СМИ, выступают против этих вражеских для человечества действий и выказывают солидарность с властями России», – заявили составители письма.