Выгрузку проведет оператор украинских АЭС Энергоатом. Об этом сообщил главный государственный инспектор по ядерной и радиационной безопасности Михаил Гашев.
Сейчас сборки Westinghouse в количестве 126 штук в опытно-промышленном режиме эксплуатируются на втором и третьем энергоблоке ЮУАЭС. Они были загружены в 2010–2011 годах в рамках коммерческого контракта между Энергоатомом и Westinghouse в марте 2008 года.
Предполагалось, что в ходе планово-предупредительного ремонта второго энергоблока, начавшегося в июне, будут догружены еще 42 свежие сборки Westinghouse. Но, как сообщил Гашев, в ходе операций по перегрузке топлива во время ремонта на третьем блоке АЭС были выявлены повреждения обода дистанцирующей решетки ТВС-W.
«Там при выгрузке топлива были обнаружены повреждения дистанцирующей решетки. Была создана межотраслевая комиссия, которая приняла решение произвести полную выгрузку топлива и Westinghouse и ТВЭЛа из реактора для выяснения обстоятельств», – сказал главный инспектор.
При выгрузке топливо будет проходить дезактивацию и детальное фотографирование, отметил он. Далее будет проведена экспертиза комиссии с участием представителей Энергоатома и Westinghouse, результаты которой повлияют на решение о догрузке свежей партии топлива. Полная выгрузка топлива Westinghouse будет произведена и из второго энергоблока станции.
«Я могу предположить, что решетки могли быть повреждены при загрузке ядерного топлива. Это возможно, и такое случается, хотя в любом случае это повод для разбирательств. Например, учитывали ли разработчики топливных кассет необходимость облегчить обращение с ними для оператора?» – отмечает главный редактор Atominfo.ru Александр Уваров.
Но, по его словам, причины могут быть серьезнее. «То, что украинские коллеги экстренно приняли решение выгрузить все американское топливо, говорит о наличии более веского повода, чем неприятности с дистанционирующими решетками. И заявленная полная выгрузка топлива на втором блоке, где никаких повреждений вроде бы не наблюдалось, вообще не вписывается в объявленные рамки», – говорит он.
Александр Уваров считает, что речь может идти о так называемом «банановом эффекте» – искривлении сборки, с чем американская компания уже сталкивалась в Чехии на АЭС «Темелин». Тогда пришлось выгрузить полностью американское топливо с двух энергоблоков и загрузить российское.
Дело в том, что Украина – единственная страна, где Росатом и Westinghouse конкурируют на рынке ядерного топлива. Причем таковой она стала только в 2010 году, когда был подписан контракт с Westinghouse на поставку топливных сборок до 2015 года. До этого топливо в республику поставлял только российский ТВЭЛ.
Сейчас на большинство украинских АЭС поставляется топливо российского производства, только на двух блоках Южно-украинской АЭС используются сборки.