6 декабря президент Турции ратифицировал соглашение по «Турецкому потоку», тем самым продвинув реализацию данного проекта еще на один шаг.
Украина ведет себя так, как будто уверена в потере российского газового транзита после 2019 года
Ситуация вокруг российских трубопроводов за последние месяцы приобрела несколько забавный вид.
Год назад казалось, что все альтернативные пути транзита углеводородов в обход Украины похоронены. Ныне же все отчетливее создается впечатление, что строительство новых веток и ликвидация украинского транзита предрешены, а продолжающиеся попытки противодействия этому развитию событий носят уже протокольно-обреченный характер.
Помимо продвижения турецкого проекта, серьезные подвижки идут по линии «Северного потока».
Накануне, 5 декабря, выступая перед рабочими челябинского завода «Этерно», который выпускает детали для трубопроводов, президент России сказал, что у него «нет больших сомнений в том, что этот проект будет реализован». При этом он признал наличие противодействия, в частности со стороны Польши, однако считает, что все это будет преодолено.
Аргумент, надо признать, у Владимира Путина вполне серьезный: «Все участники в проекте остались – прежде всего иностранные наши партнеры: немецкие, австрийские фирмы, голландская фирма, французская». Более того, за реализацию «Северного потока – 2» стоят влиятельнейшие европейские государства – Германия и Великобритания. Есть подозрение, что консолидированный вес и авторитет сторонников проекта окажется больше, нежели его противников.
Безусловно, важнейшим оппонентом второй ветке «Северного потока» является Брюссель, который упорно хочет максимально держать под контролем энергетические потоки в Европе, объясняя это необходимостью избавления от зависимости от российского газа. Президент России, кстати, назвал это соображение «глупым абсолютно, никчемным аргументом», поскольку очевидно, что в данном случае зависимость носит взаимный характер.
Однако, как показали события последних месяцев, наднациональная европейская бюрократия далеко не всесильна и национальные правительства обладают при необходимости серьезными рычагами давления на нее. Недавнее решение Еврокомиссии о расширении доступа Газпрома к газопроводу Opal весьма показательно в этом отношении. Вряд ли Польше и Украине удастся изменить данное положение дел, несмотря на все их недовольство.
Не менее значимыми – для понимания сути идущих процессов – являются новости, приходящие с Украины.
Формально Киев делает все необходимые шаги, выражающие его протест против строительства трубопроводов в обход Украины. Украинские официальные лица призывают не допустить реализации этих проектов, демонстрируют алармистскую риторику и даже угрожают подать в суд на Еврокомиссию.
Однако в реальности Украина ведет себя так, как будто уверена в потере российского газового транзита после 2019 года. В частности, важнейшим маркером стало то, что «Нафтогаз Украины» отказался от реконструкции ряда объектов своей инфраструктуры, предназначенных для обслуживания турецкого направления транзита. Таким образом, как минимум в отношении «Турецкого потока» у украинских транзитеров нет сомнений в неизбежности его реализации.
Ситуация усугубляется общей изношенностью украинской газотранспортной системы (ГТС). На реконструкцию всего трех компрессорных станций, от которой отказались, планировали затратить 156 млн долларов. В целом стоимость модернизации ГТС Украины оценивается в районе 5 млрд долларов.
Учитывая общие процессы государственной, общественной и инфраструктурной деградации в стране, совершенно неочевидно, что Украина сможет найти такие деньги и, если даже они будут ей предоставлены, у инвесторов нет гарантий, что они будут потрачены целевым образом. Слишком уж много скандалов связано с Украиной по теме нецелевого расходования, а вернее открытого разворовывания выделяемых средств безо всякого результата.
По совокупности Европа оказалась в весьма щекотливой ситуации. С одной стороны, ЕС твердо поддерживает продолжение газового транзита через Украину, а с другой, вкладываться в реконструкцию ее ГТС не готов. При этом износ и аварийность интенсивно растут, что неуклонно приближает день, когда украинская ГТС превратится в рухлядь, не способную выполнять возложенные на нее функции.
Это вынуждает европейские страны заранее «стелить соломку», чтобы к моменту, когда это произойдет, была запущена и работала ее замена. А таковой является «Северный поток – 2».
При развитии событий в данной логике строительство и запуск второй ветки «Северного потока» произойдет просто явочным порядком за отсутствием у Европы иной альтернативы.