Верховная рада Украины поддержала пакет законопроектов о реструктуризации части государственного долга, договоренность о которой была достигнута с комитетом кредиторов в конце августа. Реструктуризация предполагает списание 4 млрд долларов от общего долга в 18 млрд долларов, отсрочку платежей по телу кредита на четыре года, а также установление единой процентной ставки по бондам на уровне 7,75%.
Стратегия украинского правительства такова: жить на чужие деньги и любыми способами не отдавать потраченные средства
Ни экономисты, ни даже лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко не смогли убедить парламентариев в том, что соглашаться на это списание долгов не надо. Реструктуризация внешних долгов Украины – это ловушка для Украины, на самом деле «никакого списания долгов не происходит», пыталась донести Тимошенко до Верховной рады сегодня. «Такая реструктуризация (долгов) – это ловушка для Украины», – цитирует ее ТАСС. Суть в том, что 20% от 18 млрд долларов по оплате списывается, но на остальные 80% долга увеличиваются проценты, что нельзя назвать списанием части долга, поясняет она. Процентная ставка действительно была увеличена с 7,22% до 7,75%, то есть на 0,5%. Причем проценты Украина продолжает платить.
«Это очень большие деньги, т. е. нам все равно придется погашать проценты по оставшейся сумме долга, а погашение еврооблигаций с погашением в 2015–2023 годах будет отсрочено лишь на четыре года – до 2019–2027 годов. Это для нас только короткая передышка. В результате чего рассчитываться по долгам нам придется дольше, платить на 0,5% больше», – отмечает директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров.
Более того, взамен списания части госдолга Украина с 2021 года и до 2040-х годов, то есть почти 20 лет, должна будет выплачивать процент от роста своего ВВП, если экономика будет расти на 3% и больше. «Заметьте, роста еще нет, о нем пока мы можем только мечтать, но он уже отдан в залог кредиторам. По сути, ростовщикам под залог отдано наше будущее», – возмущается Виктор Медведчук из «Украинского выбора».
Власть уверяет, что добилась списания долгов. Однако официальная статистика показывает, что долги Украины по-прежнему растут. В 2015 году уровень государственного и гарантированного государством долга увеличился с 1,1 трлн гривен до 1,42 трлн гривен. Поэтому в долларовом эквиваленте госдолг практически не изменился (несмотря на резкую девальвацию гривны). В январе 2015 года он составлял 68,9 млрд долларов, в июне – 67,6 млрд долларов.
«На сегодняшний день на одного украинца приходится около 35,6 тыс. гривен госдолга страны. А если учитывать тот факт, что отдавать взятые властями займы будут рядовые граждане Украины, в первую очередь занятые в экономике страны, то на одного работающего уже придется свыше 76,6 тыс. гривен госдолга страны», – посчитал Александр Колтунович, эксперт по вопросам региональной экономической интеграции «Украинского выбора».
Даже международные кредиторы расценили новость о реструктуризации долга Киева негативно. Fitch сразу понизило долгосрочный кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте с «СС» до «С». Присвоение рейтинга «C» говорит о неизбежности дефолта при выполнении долговых обязательств. Рейтинг «С» является последней ступенью перед техническим дефолтом. Биржи также расценили новость о списании долгов как поражение: на новости украинские облигации начали дорожать.
Однако украинские депутаты решили не идти против премьер-министра украинского правительства Арсения Яценюка и министра финансов Украины Наталии Яресько, которые вовсю пиарили эту реструктуризацию как финансовую победу и пытались убедить в этом всех.
Так, Яресько в ответ на критику модели будущей компенсации потерь кредиторов от списания части долга, если рост ВВП превысит 3%, предложила не переживать по этому поводу. По ее словам, это только гипотетическая возможность для кредиторов, а не реальные будущие расходы Украины. «Я только за рост ВВП свыше 4%, свыше 6%, свыше 10% ежегодно. Но если будет рост реального ВВП 6% ежегодно, от следующего (2016 года), к примеру, до 2040 года, то наш ВВП будет 1 трлн американских долларов или больше. Это нереально по цикличности экономических ситуаций – иметь постоянно 6% роста невозможно, возможны колебания в ту или иную сторону», – пояснила она.
Если бы такое вдруг случилось, то экономике с ВВП в 1 трлн долларов вообще не было бы проблемой расплатиться с долгами на 50 млрд долларов, добавила она. А если ситуация в стране ухудшится, что очень даже не исключает Яресько, то и это не страшно для страны: Украина, как любой должник, имеет возможность снова провести реструктуризацию своих долгов, заявила министр финансов.
А непринятие Верховной радой документов по реструктуризации ставит под угрозу получение страной новых кредитов и может приостановить программу с Международным валютным фондом, предупредила заранее Яресько народных избранников.
Что же касается российского долга в 3 млрд долларов, который Киеву надо отдать в декабре 2015 года, то Украина поставила России ультиматум. Россия должна принять условия реструктуризации, потому что других вариантов предложено не будет, уверил Арсений Яценюк.
«РФ отказалась принимать участие в комитете кредиторов и не согласилась на соглашение о реструктуризации, она хочет погашения всего долга. Хочу еще раз заявить, что лучших условий не будет – или принимаете эти условия, или лучших условий РФ не получит», – заявил с трибуны Яценюк.
Такими бесстрашными речами Яценюк и Яресько и убедили своих коллег в Раде, что проблема с долгами под контролем, поэтому смело надо принимать пакет законов о реструктуризации долга.
Заявления украинских политиков показывают, что будущее экономики Украины их мало интересует. Яресько прямо признает, что рост экономики на 3% маловероятен, скорее ситуация ухудшится. Но она не видит в этом совершенно ничего катастрофичного и даже плохого. Киев беспокоит лишь то, как бы Украина нечаянно не слезла с кредитной иглы МВФ.
#{smallinfographicleft=731363}Стратегия украинского правительства для Украины такова: жить на чужие деньги и любыми способами не отдавать потраченные средства сейчас. А кто и как потом будет отдавать накапливаемые нынешней властью долги – им не так важно. В конце концов, можно новую реструктуризацию провести (еще на пару десятков лет продлить кабалу). Киев не скрывает, что выбрал путь Греции и Аргентины.
Они тоже стояли перед выбором, реструктуризация внешнего долга ради сохранения кредитования от МВФ или дефолт, и сделали ставку на первое. Но выбор этих стран нельзя назвать удачным. Кредитная игла не позволяет избежать дефолта, а лишь откладывает его. «При этом каждая следующая преддефолтная ситуация тяжелее предыдущей и по размеру долга, и по условиям его возможной реструктуризации. И рано или поздно всем становится ясно, что дефолт (полный, частичный либо «управляемый») является меньшим из зол. И в этот же момент становится очевидным, что самый ранний дефолт был бы наименее болезненным», – считает известный политический эксперт Дмитрий Джангиров.
Дефолт случится в любом случае, но чем раньше бы он наступил, тем быстрее Украина смогла бы встать на реальный путь к росту экономики и благосостояния населения. Что значит реструктуризация и продолжение жизни на чужие кредиты для страны и ее жителей, очень хорошо описала недавно сама Яресько: получаемой Украиной финансовой помощи от Европейского союза и Соединенных Штатов Америки достаточно для стабилизации, но недостаточно для развития реальной экономики страны. Чтобы развивалась реальная экономика, нужно больше денег, больше кредитов – от западных банков.
Дефолта больше боится сама власть Украины, так как им придется признать свою некомпетентность и неспособность управлять страной. Хотя многие украинцы своими пикетами показали, что уже давно считают свою власть некомпетентной. «Нас по-прежнему уверяют, что реструктуризация госдолга выгодна. «Правительству камикадзе» – пожалуй. А вот Украине – точно нет. Ведь теперь из-за безответственной политики евроинтеграторов, привлекающих все новые и новые займы, чтобы расплатиться по старым долгам, страна останется в долговом рабстве как минимум до 2040 года», – говорит Медведчук.
«Дефолт Украины – это лишь вопрос времени. За последние 20 лет в мире дефолт объявлялся четыре раза: в России в 1998 году, в Мексике в 1994 году, в Аргентине в 2001 году и в Уругвае в 2003 году. Уже в конце июня 2015 года в состоянии дефолта была и Греция. Впрочем, такой тяжелой ситуации, как на Украине, не было ранее нигде. Соответственно, Украина будет выходить из этого состояния дольше всех, с куда большими затратами и заплатит самую высокую цену за абсолютно провальную финансово-экономическую политику руководителей страны», – считает Александр Колтунович.
В данном контексте отказ России от реструктуризации 3 млрд долларов долга, которые Украина обязана вернуть в декабре 2015 года, можно рассматривать как подарок для украинцев. Если Яценюк сдержит выставленный ультиматум и не оплатит долг полностью, то Украине придется официально объявить дефолт уже в этом году.
Украинские власти пытаются представить ситуацию с российским долгом так, будто Москва – это такой несговорчивый кредитор, который специально уклоняется от решения проблем украинских долгов. Однако Киев сознательно умалчивает, что долг перед Россией и долг перед коммерческими кредиторами во главе с Franklin Templeton – это две принципиально разные вещи. Официальный государственный долг перед Россией не подлежит реструктуризации точно так же, как это не предусмотрено в отношении задолженности Украины перед МВФ.
Долги, которые купила Россия, являются классическими еврооблигациями, которые размещены на Ирландской фондовой бирже. Конечный бенефициар бондов – государство Россия, а не частный инвестиционный или венчурный фонд.
Конечно, Москва может пойти на реструктуризацию, но только по своей доброй воле, Киев заставить сделать это не может. Поэтому разговор Киева с Москвой по долгу с позиции силы – не более чем игра на публику. Все слова о реструктуризации российского долга со стороны Украины могут быть лишь мольбой о помощи, и не более того. Но тогда справедливо было бы Киеву обратиться с аналогичной мольбой к МВФ. Сейчас же МВФ выдает кредитные деньги, которые в первую очередь идут на оплату старых долгов Украины перед фондом, а уже остаточные средства уходят на пополнение резервов страны.