«Реально начала работать формула отношений Украины и Таможенного союза, инициированная нашим президентом Украины Виктором Януковичем – «3+1», – заявил премьер-министр Николай Азаров. Украина и государства Таможенного союза начали практически применять Минский меморандум об углублении сотрудничества между Украиной и Евразийской экономической комиссией. Так он прокомментировал участие правительственной делегации Украины в первом заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств.
В действительности наши страны просто «обречены» на взаимосвязанный прогресс
«Это очень важный момент в наших отношениях, поскольку мы продолжаем принципиально стоять на том, что развитие торгово-экономических отношений с Евразийским союзом и СНГ является стратегическим, сверхважным и неотъемлемым элементом нашей экономической политики», – сказал Азаров, передает УНИАН.
За 8 месяцев текущего года, несмотря на влияние мирового кризиса, в странах ТС наблюдается как экономический рост, так и увеличение товарооборота – около 17%. Хотя за тот же период товарооборот между Украиной и Россией сократился приблизительно на 20%. Но объем торговли Украины со странами Таможенного союза все равно превышает 60 млрд долларов в год, отметил Азаров. «А потенциал намного выше. Именно поэтому руководство Украины направляет усилия на то, чтобы устранить все преграды для полной реализации нашего огромного потенциала. В действительности наши страны просто «обречены» на взаимосвязанный прогресс», – сказал премьер-министр.
«Я подчеркивал на заседании, что нашим странам одинаково необходима глубокая модернизация национальных экономик, технологическое перевооружение», – добавил Азаров. «Можно ли эту задачу решить, проводя новые разграничительные линии? Способствует ли конкурентоспособной модернизации экономики «ограждение» своего рынка ограничениями и запретами? Очевидно, что нет», – сказал Азаров.
Заявление для Брюсселя
Россия неоднократно и четко давала понять, что не согласна на объединение ТС и Украины в формате «3+1». Этот формат предполагает, что Украина не становится членом объединения, но присоединяется к некоторым его нормам, не противоречащим соглашению об ассоциации Украины и ЕС.
И в реальности никакого нового сближения в торговом отношении между Россией и Украиной не произошло. Эксперты указывают, что это заявление сделано для украинской оппозиции и для Брюсселя.
«Конечно, это не формат три плюс один. Это просто концептуальная формула, которая используется в Киеве. Она призвана показать – как Украине, так и Европе – что Киев остается на своей позиции, что он не входит в состав Таможенного союза, но вместе с тем сотрудничает с ТС и Москвой. Кстати, такая риторика все более и более усиливается в последнее время», – говорит газете ВЗГЛЯД исполнительный директор международного фонда Блейзер (Украина) Олег Устенко. Украинский премьер, уверяя в реальной работе с ТС в формате «3+1», отсылает к меморандуму «Об углублении взаимодействия между Украиной и ЕЭК», который он подписал 31 мая в Минске с председателем коллегии Евразийской экономической комиссии Виктором Христенко. Текст меморандума не был в открытом доступе.
Оппозицию на Украине и ЕС обеспокоило подписание такого меморандума. В частности, глава МИД Литвы Линас Линкявичус выражал удивление тем, что Украина заранее не проинформировала ЕС о готовящемся соглашении. Киев решил исправить ситуацию, сначала рассказав о содержании подписанного документа президенту ЕК Жозе Мануэлу Баррозу, а в июне все-таки опубликовав текст меморандума.
Из текста документа всем стало понятно, что опасения ЕС были напрасными. Ни о каком реальном сближении с ТС в нем речи не идет. Он никак не противоречит подписанию соглашения об ассоциации Украины с ЕС, которое запланировано на ноябрь.
Можно сказать лишь, что этот меморандум – первый и крайне робкий шаг на пути сотрудничества Украины с ЕЭК и ТС. При этом дальнейших шагов в этом направлении Киев может спокойно не делать, более того, он волен не выполнять даже все то, что написано в этом меморандуме. Документ не накладывает на Украину (как и на членов ТС и ЕЭК) никаких обязательств.
Меморандум дает Киеву лишь некоторые права, которые, впрочем, вторая сторона не обязуется выполнять. В частности, Киеву позволили присутствовать на открытых заседаниях ЕЭК, но только по официальному приглашению и если никто из членов ТС не против. Украина может получать копии принятых решений на этих заседаниях, причем не всех (за исключением документов с информацией ограниченного распространения). А остальные решения и сейчас доступны на сайте ЕЭК. Права же участия в принятии решений ЕЭК Украина лишена.
На что надеется украинский премьер
«Я думаю, что украинский премьер относит свое заявление к возможности сотрудничества по отдельным направлениям с ТС, которые не противоречат соглашению об ассоциации Украины и ЕС. Но, к сожалению, таких направлений не так много и они не совсем четко определены», – говорит украинский экономист Олег Устенко.
В первую очередь Азаров надеется на реализацию достигнутых договоренностей в сельском хозяйстве по формированию пула стран – экспортеров зерна – России, Украины и Казахстана – для формирования единой торговой политики и совместных действий на рынках третьих стран – своего рода зернового ОПЕК. Украина также надеется на сохранение кооперационных связей между украинскими и российскими товаропроизводителями, прежде всего в машиностроении, считает эксперт.
Кроме создания зернового союза и кооперационных связей предприятий пока не совсем понятно, по каким еще направлениям могут сотрудничать Украина и ТС, не навредив европеизации Киева.
«Я не вижу проблем формирования зернового пула. Это уже давно назрело, и даже юридическое оформление не так принципиально. Потому что ни один из трех участников не заинтересован в отстаивании просто собственных интересов. Каждая страна понимает, что может получить дополнительные выгоды и преимущества, если работа будет организована вместе. Это и выход на рынки Северной Африки, Ближнего Востока и Азии. Это также реальная возможность поднять цены на зерновом рынке», – объясняет Олег Устенко.
«Остается решить лишь один вопрос, каким образом зерновой пул будет голосовать за ту или иную стратегию. Есть два возможных варианта. Либо голоса распределяются пропорционально объему производства зерна в каждой отдельно взятой стране. При таком раскладе Россия получит большее количество голосов, Украина – меньше и Казахстан – еще меньше», – рассказывает экономист.
«Либо голоса в зерновом пуле будут распределяться пропорционально возможностям по экспорту (то есть производство минус внутреннее потребление). Это может быть более выигрышно для украинской стороны, потому что Украина рассчитывает в ближайшее время увеличить экспорт из-за роста урожайности и за счет экстенсивных факторов (больший объем земель будет задействован в земледелии). Украина будет проталкивать именно эту идею, тогда как Россия будет настаивать на привязке к объему производства», – добавляет Олег Устенко. Однако вряд ли страны захотят нарушить общее решение по созданию некоего зернового ОПЕК, считает он.
Кооперационные связи России и Украины выстроены были еще во времена СССР, поэтому многие предприятия двух стран работают как вертикально интегрированная технологическая цепочка. «Нарушить эти кооперационные связи – это значит сознательно пойти на убытки для обеих сторон», – считает Устенко.
«Россия, как и Украина, активно пытается внедрять программы импортозамещения. Наладить внутреннее производство внутри каждой отдельной страны можно, но во многих случаях это может дать отрицательный эффект как для одной, так и для другой стороны. Только политическое решение может заставить бизнес пойти на такое. С экономической точки зрения такие проекты не всегда выгодны», – резюмирует эксперт.