Повышение тарифов – это один из ключевых элементов оздоровления государственных финансов, состояние которых эксперты МВФ оценивают с учетом финансового состояния НАК «Нафтогаз Украины», говорится в проекте соглашения фонда с правительством. Текст его оказался в распоряжении еженедельника «Зеркало недели. Украина».
Проект соглашения содержит целый ряд непопулярных и сложных для украинской стороны пунктов
Разработка графика повышения тарифов (как и утверждение программы повышения энергоэффективности) для ликвидации убытков Нафтогаза предусматривается как предварительное условие подписания соглашения.
Рост цен для рядовых украинцев наряду с другими мерами, а также наращивание внутренней газодобычи сократит дефицит НАК до 0,5% ВВП уже в 2014 году, отмечается в документе.
Одно из условий программы – усовершенствование адресности программ социальной помощи в соответствии с рекомендациями МВФ.
Для малоимущей части украинцев после повышения тарифов предусмотрена частичная компенсация. Им выделят субсидии в размере 282,5 млн долларов. А вот прямые субсидии из бюджета для коммунэнерго (540,5 млн долларов) должны быть ликвидированы.
Киев надеется одолжить у фонда около 15 млрд долларов. Срок предыдущей кредитной программы МВФ для Украины истек в декабре.
В январе министр иностранных дел Украины Леонид Кожара сообщил о готовности правительства повышать тарифы на газ для ряда потребителей. Однако уже в феврале президент Виктор Янукович, наоборот, пообещал, что тарифы останутся прежними, несмотря на требования МВФ.
«Проект соглашения содержит целый ряд непопулярных и сложных для украинской стороны пунктов, особенного желания выполнять которые не наблюдалось до сих пор ни у нынешнего правительства, ни у его предшественников. А неумолимое приближение даты очередных президентских выборов может говорить о том, что и не появится», – отмечает издание.
В начале марта премьер Николай Азаров заявил, что Украина будет договариваться о кредите с МВФ только после пересмотра газовых контрактов с Россией. «В этом году мы должны добиться пересмотра этого контракта. Я думаю, что и у России нет никаких сомнений, что надо на это идти, и у нас никаких сомнений нет», – подчеркнул глава правительства.
Янукович говорил, что стоимость голубого топлива составляет для Украины 520–530 долларов за тысячу кубометров. Эта «цена на газ для нас самая высокая в мире», сетовал он. Правда, отметим, что Янукович не вычитает из этой цены скидку в 100 долларов на тысячу кубометров, которую получает от России в обмен на аренду базы Черноморского флота.
С учетом скидки Киев платит 420–430 долларов за тысячу кубометров, а это уже вполне сравнимо с ценами на газ для европейских потребителей. Так, по данным Газпрома, среднегодовая цена на газ для европейских потребителей в прошлом году составила 405–415 долларов.
Киев уже не раз заявлял, что справедливой ценой на газ для себя считает 250 долларов за тысячу кубометров. По мнению Януковича, страна несет убытки в размере около 500 млн долларов в связи с высокой стоимостью газа. Россия же, напомним, готова сбавить цену только в случае, если Украина присоединится к Таможенному союзу.
С начала этого года Нафтогаз сократил свой долг на 300 млн долларов за счет экономии природного газа и своевременного погашения кредитов. При этом госкомпания публично не уточняет текущий общий размер долга.
В вопросе о том, сможет ли Украина обойтись без займа МВФ, украинские аналитики и экономисты делятся на оптимистов и пессимистов. Первые считают, что правительство способно на финансовом рынке найти средства для обслуживания дефицита госбюджета и уплаты внешних долгов. Правда, стоит учитывать, что занимать там приходится под 7–8% годовых, а не под 3–4%, как у МВФ.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, правительство может заработать и от продажи квот на выбросы парниковых газов и экспорта продуктов питания (ожидается, что он принесет в этом году 20 млрд долларов). При этом эксперт верит, что после финансового кризиса на Кипре в страну вернутся средства из офшорных зон, отмечает новостной проект «Подробности».
У Киева вообще нет «критической необходимости» в средствах МВФ, так что переговоры с фондом могут «перейти в стадию поиска компромисса», считает Охрименко.