Депутаты Госдумы предлагают ввести госконтроль цен на топливо, признав нефтеперерабатывающие предприятия естественными региональными монополиями. Об этом говорится в решении по итогам заседания секции законодательного совета при комитете Госдумы по энергетике.
Такое регулирование цен намного эффективнее ручного, при котором всегда есть участники, за которыми не уследишь
Отнесение нефтепереработки к естественным монополиям объясняется тем, что региональный рынок нефтепереработки не является конкурентным, а поставка отдельных видов топлива потребителям полностью монополизирована. Признав НПЗ монополистами, государство сможет распространить на нефтепродукты порядок госконтроля цен, который сейчас предусмотрен для Газпрома, Транснефти и РЖД.
В частности, предлагается рекомендовать нефтяным компаниям формировать оптовые, мелкооптовые и розничные цены на нефтепродукты на уровне, обеспечивающем 15-процентную рентабельность бизнеса в каждом сегменте. Также депутаты поддерживают предложение по переходу от фиксированных ставок акцизов на нефтепродукты к «плавающим» ставкам.
Кроме того, участники заседания считают целесообразным рекомендовать вертикально интегрированным нефтяным компаниям перевести свои НПЗ на беспроцессинговую схему переработки углеводородного сырья. Сейчас многие НПЗ в рамках холдингов работают по схеме процессинга, при которой они получают нефть у владельца сырья и возвращают ему продукты нефтепереработки. К примеру, схема процессинга используется на белорусских НПЗ, которые перерабатывают российскую нефть и часть готового топлива отдают обратно России.
Но когда такая схема происходит в вертикально интегрированных компаниях, то у них есть возможность платить меньший налог на прибыль, так как нет прозрачности в формировании затрат и цен на продукцию НПЗ, считают участники заседания. Минэнерго поддерживает идею отказа от такой схемы, что повысит прозрачность бизнеса и поможет более справедливо распределять налоговую нагрузку между регионами.
Нефтяники пугают ростом цен
Нефтяные компании регулирование цен на бензин оценивают отрицательно. «Государственный контроль цен означает нерыночную экономику», – заявил представитель ЛУКОЙЛа, передает ИТАР-ТАСС.
Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша также раскритиковал возможное госрегулирование цен на нефтепродукты. По его мнению, госконтроль цен на нефтепродукты нецелесообразен, а обеспечение 15-процентной рентабельности приведет лишь к резкому росту цен. «Регулирование цен – само по себе плохо, так как всегда получается отрицательный результат. Что касается рентабельности, то если обеспечить 15-процентную рентабельность в каждом сегменте, то это можно сделать, но цены будут не 30 рублей, а рублей 80–90», – считает глава РТС.
При этом запрет использования схемы процессинга нефтяниками на собственных НПЗ повысит прозрачность, соглашается Аркуша, однако это никак не отразится ни на цене, ни на объемах производимых нефтепродуктов, считает он.
Раздутая маржа
Однако другие эксперты говорят, что у нефтяников рентабельность сейчас куда выше 15%, а значит, это ограничение приведет к снижению цен на бензин. Так, генеральный директор инфраструктурной компании P3infra Алексей Толстик оценивает рентабельность работы российских НПЗ примерно в 30%. «Это достаточно много, особенно если сравнить с рынками США или Европы, где рентабельность работы заводов составляет около 10%. Поэтому у чиновников есть возможности для искусственного снижения прибыли заводов», – говорит он газете ВЗГЛЯД.
По данным Института энергетической политики, цена высокооктанового бензина складывается на 57% из акциза, НДПИ и других налогов (НДС, соцналог и налог на имущество), еще на 10% – из операционных расходов, оставшиеся 33%, или треть цены – это раздутая маржа нефтяников. Расчет институтом производился, исходя из отчетности Роснефти по МСФО за 2012 год, где указана средняя цена реализации высокооктановых бензинов на внутреннем рынке в 2012 году – 30 тыс. рублей за тонну.
Однако Алексей Толстик видит и негативные последствия от ограничения рентабельности компаний. «Российские НПЗ по техническому оснащению значительно уступают аналогам в развитых странах, а средняя глубина переработки на российских заводах составляет около 70% против 95% в США и 85–93% в Европе. Поэтому для повышения глубины переработки, для технического переоснащения им необходимы дополнительные средства, которые нефтяники и получают за счет высокой рентабельности, – объясняет Алексей Толстик. – Искусственные ограничения доходности могут привести к сокращению инвестпрограмм по модернизации переработки».
«К тому же подобные инициативы – это отступление от рыночных отношений, соответственно, снова под удар попадает и без того не вполне благоприятный инвестиционный климат России», – добавляет гендиректор P3infra.
«Такое регулирование цен намного эффективнее ручного»
Однако директор аналитического департамента United Traders Михаил Крылов поддерживает предложения депутатов и уверен, что переход на новый порядок работы не выльется в рост цен. «Если ограничить рост цен 15-процентной рентабельностью, это приведет к схлопыванию НПЗ, которые работают на нулевой марже, а сейчас рентабельность НПЗ уже стремится к нулю», – говорит он газете ВЗГЛЯД. «Возникнут предпосылки к консолидации отрасли, игроков на рынке станет меньше, при этом цены останутся прежними, но ими будет проще управлять, так как рынок будет менее конкурентным, а собираемость налогов станет выше за счет меньшего количества участников бизнеса и их большего масштаба», – ожидает Михаил Крылов.
У чиновников есть возможности для искусственного снижения прибыли заводов
«Такое регулирование цен намного эффективнее ручного, при котором всегда есть участники, за которыми не уследишь», – считает экономист. «Вероятно, что у продавца в этом случае будет больше способности диктовать цены, но в разумных пределах, которые, похоже, уже достигнуты», – добавляет Крылов.
Экономист также поддерживает предложение депутатов отказаться от схем процессинга. Эта схема, по его словам, мешает заставить нефтяников поддерживать минимальный остаток запасов бензина, что снижает риск дефицита и резкого роста цен. «В Европе нет госконтроля за ценами на бензин, но компании обязаны поддерживать минимальный остаток запасов бензина. То же самое хотят ввести в США, потому что практика показала, что минимальный остаток ограждает автомобилистов от резких скачков цен», – говорит Михаил Крылов.
«Однако у нас аналогичные меры принять сложно, и дело не в том, что компании не могут произвести нужный объем топлива за известные сроки в случае уменьшения запасов, а скорее в схеме, при которой нефть отдается на НПЗ в обмен на продукты переработки», – объясняет Михаил Крылов.
Как дорожает бензин
По данным Росстата, только за последние 24 месяца (по октябрь 2013 года) цены на 95-й бензин выросли на 4,5 рубля за литр. За три года (с октября 2010 года по октябрь 2013 года) – на 8 рублей: с 24,7 до 32,7 рубля за литр.
В этом году цены на бензин вырастут на 6–10%, прогнозировал ранее вице-премьер Аркадий Дворкович. В 2014 году он может подорожать на 8%, где рост на 2–3% обеспечит рост акцизов, а остальное – уровень инфляции, ожидают в РТС.
При этом некоторые эксперты пугают, что в ближайшие годы стоимость литра бензина вырастет до 50 рублей из-за роста акцизов на автомобильный бензин и дизтопливо в 2014–2016 годах, а также из-за налогового маневра с экспортной пошлиной и налогом на добычу полезных ископаемых.
В поисках рецепта
До сих пор цены на бензин и проблема дефицита регулируются в ручном режиме по мере появления угрозы социальной нестабильности. Периодически ФАС очень жестко наказывает крупных производителей бензина. В 2008–2011 годах ведомство находило в их действиях признаки недобросовестности, которые приводили к завышению цен на бензин и созданию искусственного дефицита топлива. На нефтяные компании «Роснефть», «Башнефть», «ЛУКОЙЛ», «ТНК-BP», «Газпром нефть» накладывались многомиллиардные штрафы.
Идея регулирования рынка нефтепродуктов обсуждается правительством активно уже как минимум три года, однако из-за противостояния ФАС и Минэнерго до сих пор так и не было найдено единого рецепта.
С октября 2012 года в правительстве находится законопроект ФАС «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в РФ». Однако Минэнерго вместе с нефтяниками выступает против его принятия. В свою очередь Минэнерго подготовило ответный законопроект, который не поддерживает ФАС.
У ФАС и Минэнерго по-прежнему разные подходы к регулированию рынка. Новые инициативы депутатов Госдумы, одобренные 8 ноября, ФАС также не поддерживает. Там считают, что НПЗ нельзя относить к региональным монополиям, потому что они поставляют топливо на общефедеральный рынок, а ограничение цен 15-процентной рентабельностью противоречит нормам ценообразования и конкуренции.
Антимонопольное ведомство настаивает на разделении вертикально интегрированных нефтяных компаний по видам деятельности. Благодаря этому независимые АЗС и сбытовые компании, входящие в вертикально интегрированные нефтяные компании, получат равные условия для закупки топлива. Также ФАС хочет законодательно закрепить резервирование нефтепродуктов на внутреннем рынке, потому что сейчас нефтяники создают резервы на добровольной основе. А чтобы цены были справедливыми, ведомство предлагает публиковать в интернете информацию об остатках нефтепродуктов на НПЗ и нефтебазах.