Дополнительные расходы федерального бюджета, связанные с принятием нового закона об образовании, только в 2013 году составят порядка 16 млрд рублей. Об этом сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительства в четверг.
Образование в России – и хотелось бы специально это подчеркнуть – было и останется бесплатным
Речь, в частности, идет о затратах на увеличение зарплат педагогических работников, повышение стипендий, на перераспределение полномочий в сфере образования, уточнил он. По словам премьера, эти расходы «будут осуществляться в пределах предусмотренных на эти цели бюджетных ассигнований».
«На реализацию норм закона в случае его вступления в силу из федерального бюджета только в 2013 году потребуется дополнительно 16 миллиардов рублей, а из бюджетов субъектов Федерации – более 400 миллиардов рублей», – цитирует Медведева «Интерфакс». При этом расходы бюджетов муниципальных образований сократятся на 112 млрд рублей.
Основная финансовая нагрузка муниципальных бюджетов сегодня – это расходы на образование, говорит партнер юридической компании «Налоговик» Сергей Варламов. На его долю приходится более 50% совокупных социальных расходов муниципалитетов и городских образований. При этом все необходимые расходы на среднее образование целиком финансируются муниципальными бюджетами.
«Пополнение местного бюджета имеет обычно три источника: налоговые доходы (по местным налогам), неналоговые поступления (арендная плата за пользование муниципальным имуществом, доходы от платных услуг казенных предприятий) и безвозмездные перечисления из федерального или регионального бюджетов. Вот в части последнего источника финансирования, по-видимому, и предстоят изменения», – рассуждает Варламов.
Право на получение среднего образования закреплено в ст. 43 Конституции РФ, где речь идет не только о муниципальных учреждениях, но и о государственных. «По сути, государственная функция по предоставлению услуг бесплатного образования здесь перепоручается муниципалитетам», – поясняет эксперт.
Для обеспечения этого процесса, согласно бюджетному законодательству, муниципалитетам предоставляются субсидии и субвенции из федерального и регионального бюджетов, средства которых могут быть использованы только на оказание таких услуг. Однако функционально суть расходов от этого никак не меняется, указывает Варламов: бюджет субъекта вполне может самостоятельно перечислять необходимые средства образовательным учреждениям напрямую, минуя муниципальный бюджет.
Заведующий лабораторией бюджетного федерализма Научного направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Владимир Назаров полагает, что сокращение расходов муниципалитетов на образование обусловлено перераспределением полномочий.
«Могу предположить, что, скорее всего, на региональный уровень спустили школы, – говорит он. – В любом случае, если забираются полномочия у муниципалитетов, то стоит говорить о централизации, как финансовых потоков, так и полномочий. Мы считаем такую централизацию неправильной».
Правительственный проект закона «Об образовании в Российской Федерации», призванный заменить два фундаментальных закона 90-х годов и создать основу для современной системы образования в России, был вывешен на специальном сайте для всенародного обсуждения в декабре 2010 года. Все эти полтора года документ бурно обсуждался специалистами, чиновниками и общественностью.
Авторы закона уверяют, что учли многие поправки, однако критиков проекта он по-прежнему не устраивает. Они, в частности, заявляют, что качество образования в России продолжает снижаться. Доля расходов на образование, по официальным данным, составляет 3,5–4,2% от ВВП, тогда как Бразилия, например, намерена довести ее с нынешних 5% до 10% от своего валового внутреннего продукта, передает BBC.
Недовольство вызывают новые образовательные стандарты и Единый государственный экзамен. Новые стандарты и ЕГЭ описаны в отдельных документах, но их существование – но не содержание – зафиксировано и в проекте «Об образовании», в статьях 16 и 97.
Особое беспокойство у критиков реформы образования вызывает его дальнейшая коммерциализация, к которой, по их мнению, приведет принятие нового закона. До недавнего времени некоторые критики утверждали, что результатом реформы станет платное среднее образование: за базовые предметы по образовательному стандарту будто бы будет платить государство, за все остальные – родители. Еще в декабре 2011 года тогдашний министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что рассматривает это «как чистую провокацию».
В четверг Дмитрий Медведев заверил, что платным образование не станет. «Образование в России – и хотелось бы специально это подчеркнуть – было и останется бесплатным», – сказал глава правительства. Он также добавил, что большинство положений предыдущего базового закона – доступность образования, право выбора школы, обучение на родном языке – «не только остаются приоритетными, но и специально детализируются».
Правительство в целом поддержало и одобрило новый законопроект. Доработка документа будет осуществляться в течение семи дней, после чего закон будет внесен в Госдуму.