Финансовые потери от крушения Ка-52 «Аллигатор» в Тверской области не будут компенсированы Министерству обороны, в связи с тем что этот вертолет не был застрахован, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник, «знакомый с ситуацией».
Обязательное страхование всей военной техники – это миллиардные контракты
«Боевая техника, находящаяся на вооружении российской армии, не обеспечивается страховой защитой. Ка-52, который разбился под Торжком, также не был застрахован. Поэтому подобные материальные потери всегда оборачиваются прямыми убытками для военного ведомства», – сказал собеседник агентства.
Аноним подчеркивает, что экспортная цена Ка-52 составляет порядка 20 млн долларов США, намекая на то, что страховка могла бы возместить Минобороны стоимость потерянного вертолета.
«В настоящее время Минобороны, действительно, не обязано страховать свою технику», – сообщил газете ВЗГЛЯД источник в страховой отрасли, близкий к страхованию военной техники.
По его словам, в 2007–2008 годах правительство России готовило проект постановления об обязательном страховании опытной военной техники, так как она «подвержена наибольшим рискам», однако этот вопрос до конца доведен не был.
Собеседник газеты ВЗГЛЯД признал, что страховщикам было бы очень выгодно страховать военную технику, однако объемы этого рынка назвать отказался. При этом он пояснил, что в настоящее время военная техника страхуется за счет предприятий-производителей, которые пытаются минимизировать риски от потери готовой продукции на стадии испытаний.
«Страховка действует только в тот период, пока владельцем техники является само предприятие. После того как техника проходит государственные испытания и переходит на баланс Минобороны, страховка действовать перестает. Насколько мне известно, иностранные армии также не страхуют свою технику и вооружения», – пояснил собеседник газеты ВЗГЛЯД, уйдя от ответа на вопрос о стоимости страховки такой техники.
По словам другого источника в страховой отрасли, некоторые военные структуры все же заключают договоры со страховыми компаниями на предмет компенсации ущерба, в случае если принадлежащая им техника сработает нештатно.
Речь идет о Войсках воздушно-космической обороны, которые страхуют ответственность перед третьими лицами во время запусков военных спутников.
По данным источника, в этом случае страховой взнос составляет порядка 0,15% от страховой суммы (обычно это стоимость запуска – прим. ВЗГЛЯД), которая варьируется в пределах 2,5–6 млрд рублей.
«За 2011 год Войска воздушно-космической обороны потратили на страхование ответственности при запуске порядка 20 млн рублей», – пояснил собеседник газеты ВЗГЛЯД.
По словам источника, в случае если страхуется не ответственность перед третьими лицами, а сам запускаемый аппарат, страховой взнос увеличивается в сотни раз.
«Ставка по страхованию самого спутника сможет составить до 15%. В данном случае многое зависит от того, какой аппарат запускается – серийный или уникальный. В среднем сбор при страховании космического аппарата составляет 8–10% страховой суммы», – сообщил газете ВЗГЛЯД источник.
По его данным, в 2012 году российское гражданское космическое ведомство – Роскосмос – получило из бюджета 2 млрд рублей на страхование своих рисков.
«Роскосмос сейчас ломает голову над тем, как потратить эти деньги. Потому что на страхование всех космических аппаратов их не хватит. Закон разрешает им потратить всю сумму не только на страхование ответственности перед третьими лицами, но и на страхование самих аппаратов», – утверждает собеседник.
По его словам, в настоящее время в России разрабатывается законопроект, который сделает обязательным страхование всех запускаемых космических аппаратов. К его разработке вернулись, после того как в 2011 году Роскосмос и военные потеряли несколько аппаратов, в том числе дорогостоящие «Фобос-Грунт», телекоммуникационный спутник «Экспресс-АМ4», а также несколько военных спутников.
Напомним, как и в случае со страховкой Ка-52, тогда в прессе также мелькали сообщения о необходимости страховать запускаемые космические аппараты.
«Конечно, страховщиков понять можно. Обязательное страхование всей военной техники – это миллиардные контракты», – заявил газете ВЗГЛЯД генерал армии Петр Дейнекин, занимавший должность главкома ВВС России с 1991-го по 1998 год.
По его словам, финансовые средства лучше направить на обновление парка отечественных ВВС, «существенно разгромленных» в постперестроечный период.
«От того, что из пяти тысяч вертолетов российской армии упадут две или три машины, мощь военной авиации существенно не пострадает», – констатирует Дейнекин, отмечая, что общие выплаты по страхованию парка военной техники Минобороны будут значительно превышать средства, полученные от возможных потерь военной техники.
Бывший главком ВВС считает, что страховать нужно только опытные образцы военной техники, а также те летательные аппараты, которые только что прошли модернизацию на заводах. Кроме того, по мнению генерала, нужно в обязательном порядке страховать жизнь и здоровье военнослужащих.