Продажи смартфонов на российском рынке в I полугодии 2011 года выросли на 78% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 30,7 млрд рублей, говорится в сообщении сотового ретейлера «Связного».
Потребители выбирают более продвинутые модели с расширенным функционалом по оптимальной цене
В штучном выражении продажи смартфонов выросли на 118% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 2,8 млн штук, в то время как продажи обычных сотовых телефонов снизились на 6%.
Постепенно смартфоны вытесняют обычные сотовые телефоны с рынка мобильных устройств. Так, по итогам первого полугодия 2011 года доля смартфонов в штучном выражении на рынке сотовых аппаратов составила 18%, что на 9% больше, чем в первом полугодии прошлого года, а в денежном – 47%, что на 19% больше.
Основными игроками на рынке смартфонов по-прежнему остаются крупнейшие бренды, на долю которых приходится 98% всех смартфонов: Nokia, Samsung, HTC, Sony Ericsson, Apple и LG.
Самым важным событием на рынке смартфонов по результатам I полугодия является падение доли Nokia. На конец II квартала доля Nokia упала ниже 50%.
Заметную выгоду от этого падения получает компания Samsung, продукция которой в большей степени представлена смартфонами на базе Android и Bada. Доля Samsung на рынке на конец II квартала 2011 года выросла до 23% против 10% по итогам I квартала 2010 года. По итогам I полугодия на HTC пришлось 9%, Sony Ericsson – 6%, Apple – 5%, LG – 2%.
Что касается операционных систем, то по итогам I полугодия 2011 года среди них лидирующие позиции по-прежнему занимает Symbian, однако ее доля на рынке упала до 54% с 71% по итогам I полугодия 2010 года. Доля смартфонов на базе Android на конец отчетного периода была на уровне 27%.
Средняя стоимость смартфона за год снизилась на 19% и составила 10,8 тыс. рублей. Эксперты «Связного» ожидают, что среднем в 2011 году средняя цена смартфона будет находиться на уровне 10 тыс. рублей.
Доля доступных смартфонов стоимостью 5–7,5 тыс. рублей за отчетный период значительно увеличилась – до 34% с 4% в I полугодии 2010 года. «Модели практически всех производителей становятся более доступны, за исключением продукции компании Apple, средняя стоимость смартфонов которой по итогам I полугодия 2011 года даже выросла по отношению к аналогичному показателю прошлого года на 13%», – говорится в сообщении.
«Евросеть» также приводит данные, свидетельствующие о резком росте продаж смартфонов. По данным ретейлера, в I полугодии 2011 года рынок смартфонов в штучном выражении вырос на 148%, то есть в 2,5 раза, всего было продано 2,7 млн устройств. В денежном выражении рынок вырос более чем в два раза – на 103%. Доля смартфонов на российском рынке составила в I полугодии 2011 года 16,5%.
Эксперты считают доступность по цене основным драйвером роста рынка смартфонов. Если раньше смартфон стоил столько же, сколько персональный компьютер или ноутбук, то сейчас ситуация кардинальным образом изменилась и «умные трубки» стали доступны широким массам.
«Потребители выбирают более продвинутые модели с расширенным функционалом по оптимальной цене. Сейчас людям нужен мобильный доступ в Интернет, программы для управления почтой, возможность просмотра видео. Конечно, важным фактором стало развитие мобильного Интернета в России. Сейчас потребители хотят быть не только на связи, но и on-line, а также быть в курсе всех новостей», – говорит аналитик агентства iKS-Consulting Максим Савватин.
Вместе с тем эксперт не уверен, что в будущем смартфоны полностью вытеснят обычные телефоны. «Смартфоны полностью не вытеснят обычные телефоны. Но они могут занять до 50–60% рынка. Есть достаточное количество людей, которых устраивает функционал телефонов, – они пользуются им только для связи. Понятно, что смартфоны сейчас становятся популярнее, однако надо понимать, что парк старых телефонов огромный и потребители привыкли к их простоте, поэтому не факт, что при покупке новой трубки они выберут именно смартфон», – говорит Максим Савватин.