Мексика официально приняла решение о признании России страной с рыночной экономикой, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров после встречи со своей мексиканской коллегой Патрисией Эспиноса. Он высказал признательность за это. «Уверен, что это будет способствовать расширению и наращиванию торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества», – заявил Лавров.
Товарооборот между Россией и Мексикой в 2010 году составил 1,1 млрд долларов, это всего 0,18% от общего внешнеторгового оборота России
Так, Россия и Мексика планируют сотрудничать в сфере мирного атома, рассказывает о первом шаге к расширению сотрудничества глава российского МИДа. «У нас идет подготовка договорно-правовой базы для сотрудничества в сфере мирного использования ядерной энергетики», – цитирует Лаврова «Интерфакс».
Совместная работа в этой сфере будет вестись с полным учетом уроков «Фукусимы», добавил он. «У России есть соответствующие инициативы по ужесточению требований в области безопасности ядерной энергетики», – уверил Лавров.
Факт признания России страной с рыночной экономикой говорит не только о развитии экономических связей, но и политических. Так, Москва рассчитывает, что Мексика поддержит ее при принятии решения о проведении саммита G20 в 2013 году в России. Патрисия Эспиноса пригласила Лаврова приехать в Мексику с визитом в августе 2012 года.
Наряду с Бразилией и Аргентиной Мексика образует «большую тройку» латиноамериканских промышленных стран-лидеров. При этом Бразилия признала Россию страной с рыночной экономикой еще в мае 2003 года, Аргентина – совсем недавно, в мае 2011 года. Мексика стала последней страной, решившейся на этот шаг.
Интересно, что США и ЕС признали российскую экономику рыночной на девять лет раньше. США официально признали Россию страной с рыночной экономикой еще в апреле 2002 года. В ноябре того же года с таким признанием выступил и Евросоюз.
Еще раньше Россия получила подобное признание от Норвегии, Исландии, Турции, Швейцарии, Мальты, Кипра, Лихтенштейна, Андорры, Сан-Марино и т.д.
Индия признала Россию страной с рыночной экономикой в декабре 2004 года, Китай – в 2005 году (Россия в ответ признала и Китай страной с рыночной экономикой).
Критерии признания расплывчаты
Определение «рыночной» и «нерыночной» экономики возникло еще во времена существования ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле), которое в 1995 году было заменено ВТО. Многие страны, в частности США и ЕС, требуют получения статуса страны с рыночной экономикой, наличие которого важно для переговоров в рамках ВТО.
Однако каких-то единых критериев, по которым определяется рыночная или нерыночная экономика, не существует. В американском законодательстве, например, имеется шесть условий для присвоения стране такого статуса: насколько конвертируема валюта рассматриваемой страны, объемы иностранных инвестиций, доля контролируемых государством производственных мощностей, какова роль государства в распределении ресурсов и насколько свободно ценообразование, а также наличие института банкротства.
Исследуется также рынок труда и структурные реформы, которые отслеживают МВФ, Всемирный банк и ЕБРР. По каким критериям Мексика оценивала экономику России, неясно.
Интересно, что США и ЕС могут признавать экономику одной и той же страны рыночной тоже с большим временным лагом. Так, США признали экономику Казахстана рыночной еще в 2002 году, а вот ЕС до сих пор такой статус за страной не признает.
«Такое признание является предметом международных политических переговоров и уступок, – говорит газете ВЗГЛЯД руководитель Центра проблем по взаимодействию бизнеса и власти Павел Толстых. – То, что США и ЕС признали российскую экономику рыночной на девять лет раньше, чем Мексика, говорит о том, что с США и ЕС у России больше предметов для переговоров и торга. Мексика же от нас далеко, экономические и политические отношения с ней вялые, поэтому это признание пришло только сейчас. Это свидетельствует о том, что с Мексикой у нас нет такого большого поля для взаимного торга, взаимных уступок и координации».
Экономические привилегии
Признание США и ЕС рыночного характера российской экономики было важно для России, так как это сулило экономические привилегии. Это позволило российским предприятиям активнее выходить на европейский и американский рынки, избегать антидемпинговых мер и различных торговых барьеров. Например, ЕС не раз обвинял в свое время российские компании в искусственной установке цен на товары на экспорт и вводил запретительные пошлины на ввоз такой продукции. Например, в 80-х годах в ЕС были запретительные пошлины на многие виды азотных удобрений, в 90-х годах – на алюминиевую фольгу.
То, что США и ЕС признали российскую экономику рыночной на девять лет раньше, чем Мексика, говорит о том, что с США и ЕС у России больше предметов для переговоров и торга
Статус страны с рыночной экономикой позволил приводить контраргументы в ответ на обвинения и надеяться на прозрачное антидемпинговое расследование. ЕС и США в расследованиях, где участвует компания из страны с рыночной экономикой, применяют внутренние цены производителей, а не теоретические цены третьих стран (для компаний из страны, не имеющей такого статуса). Наличие такого статуса также позволяет надеяться на снижение импортных пошлин на продукцию.
Однако признание Мексикой России страной с рыночной экономикой никакого экономического значения не имеет, считает аналитик ИК «Ренессанс-Капитал» Антон Никитин. «Компании задолго до таких решений начинают работать со страной и открывать рынки. Кроме того, объем внешней торговли России с Мексикой мизерный, менее 1% от внешней торговли, поэтому какого-то материального эффекта на российскую экономику такое признание не будет иметь», – говорит экономист.
После сокращения в кризисном 2009 году объемов торговли между Мексикой и Россией в два раза – до 600 млн долларов – в 2010 году отмечается некоторое оживление взаимной торговли. По данным российского МИДа, товарооборот Мексики и России составил 768,5 млн долларов. При этом, по данным главы МИД Мексики, товарооборот между Россией и Мексикой в 2010 году составил 1,1 млрд долларов. Однако и это составляет всего 0,18% от общего внешнеторгового оборота России (в 2010 году составил 625,4 млрд долларов). Крупнейшим экономическим партнером России является Евросоюз (на него приходится 49% российского товарооборота в 2010 году).
Впрочем, официальный представитель МИДа Александр Лукашевич считает, что увеличение и диверсификация товарооборота с Мексикой интересны России. По его словам, необходимо стимулировать рост взаимных инвестиций и развивать сотрудничество в сферах энергетики, сельского хозяйства, металлургии и машиностроения.
В российском экспорте в Мексику более 75% поставок приходится на химические удобрения, на энергетическое оборудование и транспортные средства – 15% и стальной прокат – 5%. Из Мексики в Россию поставляются машины и оборудование (75% мексиканских поставок), в том числе на автомашины и запчасти к ним (30%). На продовольствие и сельскохозяйственное сырье приходится 15% и на химические товары – 8% импорта из Мексики.
Мексика – член ВТО
Это решение Мексики можно рассматривать больше как политическое, считает Никитин. Для России получение статуса страны с рыночной экономикой важно в связи с желанием вступить в ВТО. Как заявил в начале июня премьер Владимир Путин, российские экспортеры теряют каждый год по 2,5 млрд долларов из-за имеющихся ограничений на других рынках. Вступление в ВТО снимет эту проблему.
Однако для вступления необходимо заручиться поддержкой всех членов организации. Мексика входит в ВТО и может оказать России поддержку, соглашается Никитин.
«Но есть ряд более глубоких разногласий нашей экономики с требованиями ВТО: на некоторые товары импортные пошлины в России намного выше, чем того требуют правила ВТО. Поэтому признание Мексикой того, что российская экономика является рыночной, помогает, но все проблемы, которые были и которые являются причиной того, что Россия никак не может вступить в ВТО, будут оставаться и дальше. Они этим признанием Мексики не решаются», – резюмирует экономист.