Ценовое регулирование
Начиная с 2007 года легального спирта перестало хватать на производство одной только легальной водки
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) разместила на своем официальном сайте проект приказа об установлении минимальной цены на этиловый спирт из пищевого сырья, производимый в России. Согласно приказу, минимальная цена должна составлять 59 рублей за 1 литр.
Стоимость спирта была рассчитана на основе мониторинга информации о стоимости производства спирта и водки, проведенного во всех регионах России.
В этом году государство последовательно занимается ценовым регулированием на рынке алкоголя. С 1 января была введена минимальная розничная цена на водку в размере 89 рублей за 0,5 литра. Если бутылка другого объема, минимальная цена рассчитывается пропорционально емкости.
С 1 июня начнут действовать минимальные розничные цены на алкоголь крепостью выше 28 градусов для розничной торговли. Цена рассчитывается, исходя из процентного содержания в напитке этилового спирта, причем стоимость одного градуса составляет 2,225 рубля. Получается, что ценовой минимум алкогольного напитка крепостью от 28,01% до 29% составит 65 рублей, а крепостью от 94,01% до 95% − 213 рублей.
Наконец, с 1 июля планируется ввести минимальные оптовые цены на водку. Для производителей цена составит минимум 70 рублей за 0,5 литра, для дистрибьюторов – 77 рублей за 0,5 литра готовой продукции.
Все под контролем
Как рассказал газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз, сейчас стоимость легального пищевого этилового спирта составляет 600 рублей за дал (10 литров), а нелегального – 300−400 рублей. По мнению эксперта, введение минимальной цены на спирт может окончательно навести порядок на рынке сырья.
За последние шесть лет производство легального спирта в России резко сократилось. Так, если в 2004 году в стране производилось 75 млн дал, то к концу 2009 года – только 45−50 дал. «Начиная с 2007 года легального спирта перестало хватать на производство одной только легальной водки», – подчеркнул Дробиз.
Между тем для производства алкоголя, легально выпущенного российскими заводами, требуется 88 дал легального сырья. В итоге рынок заполонила нелегальная продукция. В первом квартале 2010 года, по оценкам эксперта, производство легальной водки упало еще на 15%. В целом, если в 2000−2007 годах объем нелегального рынка водки занимал около 30%, то уже к концу прошлого достиг 45−47%. «Росалкогольрегулированию пришлось наконец-то активизироваться», – заметил Дробиз.
С введением минимальной цены на водку, минимальных отпускных цен на водку и минимальных цен на спирт службе больше ничего и не нужно делать. «Только контролировать», – сказал эксперт.
Дешевле 100 рублей водка стоить уже не будет
Дробиз считает, что в идеале после введения минимальных цен на спирт рынок нелегальной продукции может сократиться до 20%. Однако полностью «прикрыть» его не получится − по словам эксперта, даже в Великобритании и США нелегальный алкоголь занимает от 10 до 20% рынка.
При этом волноваться о том, что с введением минимальных цен на этиловый спирт водка вновь подорожает, не стоит. «Цена на водку и так вырастет после 1 июля, когда установят минимальные отпускные цены для заводов и дистрибьюторов. Дешевле 100 рублей водка стоить уже не будет», – отметил Дробиз.
Эксперт пояснил, что, рассчитывая минимальную стоимость «пол-литры», Росалкогольрегулирование исходило из того, что оптовые дистрибьюторы накидывают 10% к «реальной» стоимости водки, а розница – еще 15%. В реальности же соотношение несколько другое: 18−20% и 30−35% соответственно. «Так что ни одна привезенная из другого региона бутылка меньше 100 рублей стоить уже никак не будет», – добавляет Дробиз.
Введение минимальной цены на спирт ситуацию уже не изменит. «Допустим, 1 литр спирта стоит 59 рублей. При этом только 18,5 рублей – это стоимость самого продукта, остальное – акциз. 1 литра спирта хватает на производство 5 бутылок водки. Выходит, что цена спирта в одной водочной бутылке составляет всего 3,7 рубля», – резюмирует эксперт.