В понедельник Владимир Путин провел заседание возглавляемой им правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.
Деньги истратили, результаты получили, а какие это результаты? Которые в папках, на полках?
Перед совещанием премьер посетил Зеленоградский инновационно-технологический центр, который финансирует инновационные проекты, находящиеся на начальной стадии развития. Увиденное, похоже, произвело на главу правительства впечатление, потому что уже на заседании комиссии он посулил госфондам, которые поддерживают научную деятельность, материальные блага. В будущем году им будет выделено 11 млрд рублей против 10 млрд в 2010 году.
Большие деньги несут за собой и большую ответственность. Премьер предостерег фонды от превращения в «миниминистерства» и от дублирования функций РАН.
«Эти средства должны быть потрачены рачительно, пойти на финансирование действительно прорывных научных направлений, на разработку наиболее оригинальных и нестандартных идей научно-исследовательских коллективов, а также на поощрение инновационных проектов, имеющих хорошую бизнес-перспективу», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Для справки: за все время своего существования фонды поддержали около 120 тыс. научных проектов, при их непосредственном участии было опубликовано около 4,5 тыс. работ, проведено более тысячи научных экспедиций.
Премьер сравнил адресное финансирование исследований и внедрение высоких технологий с действием лекарства, которое «должно идти точно в цель». А чтобы не давать поводов для разговоров о том, что деньги выделяются только на «свои» проекты, глава правительства предложил «наладить выборочный независимый контроль качества экспертных заключений».
«Исследователи должны понимать, как будут рассматриваться их заявки, чем гарантирована объективность экспертных оценок, а также иметь все возможности ознакомиться с результатами экспертизы», – цитирует Путина РИА «Новости». По мнению премьера, главными принципами деятельности государственных фондов поддержки науки должны быть публичность, прозрачность и общественный контроль.
С этими же целями должна быть разработана система мониторинга использования результатов проектов, профинансированных фондами.
«Деньги истратили, результаты получили, а какие это результаты? Которые в папках, на полках? Или те, что работают в жизни и дают отдачу? – заметил Путин. – (...) Должна быть разработана среднесрочная программа деятельности для всех государственных фондов, обязательно с индикаторами результативности их работы».
Частные структуры, считает премьер, должны так же рационально расходовать деньги, как и государственные. А потому ему пришлась по душе идея главы группы «Онексим» Михаила Прохорова о том, чтобы представлять льготы частным соинвесторам, участвующим в реализации проектов, финансируемых из госфондов.
«Когда государство выбрало какой-то объект на финансирование из фондов и там есть частный соинвестор, чтобы распространить те льготы, которые предусмотрены федеральным законом, и на частного инвестора», – предложил бизнесмен.
Такая форма решит сразу несколько задач, уверен Прохоров. Во-первых, улучшится качество. Во-вторых, будет важный сигнал бизнесу – «вкладывайте деньги в инновационную экономику, и государство даст тот же статус деньгам, что и бизнесменам». «В-третьих, это позволит и бизнесу, и государству более широко покрыть поле, которое пока еще не охвачено», – заметил Прохоров, слова которого приводит «Интерфакс». По мнению экспертов, обещанные госфондам 11 млрд рублей – сравнительно небольшое финансирование, учитывая планируемый выход России на траекторию инновационного развития. «Многое зависит и от эффективности вложений – пока она явно недостаточна», – комментирует заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Верников.
По его словам, увеличивать ассигнования на науку мешает и низкий спрос на новые разработки ученых в производстве, а потому государству не мешало бы формировать этот самый спрос.