Если российское правительство утвердит трехкратное повышение акцизов на пиво в 2010 году, то розничная цена алкогольного напитка может увеличиться на 4,5–6 рублей за бутылку (0,5 литра), заявил глава Союза российских пивоваров, вице-президент компании «Балтика» Даниил Бриман на пресс-конференции в Москве.
Станут пить дешевую водку и вино, вырастет потребление спиртосодержащих жидкостей, изготовляемых, как правило, на основании более дешевого и менее качественного спирта
По его словам, это повлечет за собой спад потребления и производства и, как следствие, сокращение отчислений в бюджет.
Напомним, в рамках поиска дополнительных источников дохода федерального бюджета на 2010 год Минфин предложил поднять НДПИ на газ, экспортные пошлины на газ и нефтепродукты, а также акцизы на алкогольную продукцию и табак. Ставки акциза на пиво ведомство предлагает повысить сразу втрое: на 200%, до девяти рублей на литр. Сейчас акциз на пиво составляет 3,3 рубля с 1 литра.
Пивовары утверждают, что такое решение может убить отрасль: это может привести к падению пивного рынка на 40–50%.
Союз пивоваров даже направил премьер-министру Владимиру Путину письмо, в котором было сказано, что резкое повышение акцизов может иметь катастрофические последствия для пивной отрасли. Отраслевой союз предложил повышать акциз на пиво постепенно, в течение трех–пяти лет. По прогнозам экспертов, в этом случае удастся не только избежать краткосрочных потерь бюджета, но и по итогам пяти лет получить дополнительные поступления в бюджет в размере 60–90 млрд рублей.
По мнению пивоваров, столь резкое повышение налога в условиях кризиса негативно отразится и на смежных отраслях, таких как производство ячменя и солода. Пострадают транспортные компании, поставщики упаковочных материалов, торговые организации. В итоге работу могут потерять порядка 85–90 тыс. человек.
«В несколько раз повысить акцизный налог – не значит во столько же раз повысить его собираемость. Падение объемов производства в отрасли приведет к общему сокращению налоговых отчислений в бюджет», – цитирует «Интерфакс» вице-президента компании Heineken Виктора Пятко.
Дела у пивоваров и так идут не очень хорошо. Напомним, 2008 год впервые за почти полтора десятилетия отрасль закончила со снижением производства на 0,6%. При этом, согласно данным Росстата, в первом полугодии текущего года объем производства пива в России упал на 6,8%.
«Сейчас сложно посчитать, как именно изменится ситуация на рынке, если новые акцизные ставки будут введены, но то, что производство сократится и цены вырастут, – это факт», – заявил ВЗГЛЯДу директор по связям с государственными органами ОАО «САБМиллер РУС» Кирилл Болматов.
По его словам, рост цены пива приведет к тому, что стоимость продукта «приблизится к дешевому крепкому алкоголю, что приведет к дальнейшей алкоголизации страны».
С Болматовым согласен и главный редактор портала «Алкоголь.Ру» Михаил Смирнов, который считает, что предусмотренный рост акцизов приведет к падению потребления пива на 20%. Он также уверен, что произойдет замещение употребления пива. «Станут пить дешевую водку и вино, вырастет потребление спиртосодержащих жидкостей, изготовляемых, как правило, на основании более дешевого и менее качественного спирта», – рассказал ВЗГЛЯДу Смирнов.
В итоге государство ничего не приобретет от такой меры – «бюджетные поступления сократятся, а борьбе с алкоголизацией населения это не поможет», утверждает Смирнов.
Кризис заставил производителей думать о том, как сократить издержки. Например, предлагается ввести единый российский стандарт бутылки для розлива пива и прохладительных напитков.
«Мы обратились в Союз пивоваров с просьбой рассмотреть вопрос об оборотной посуде», – сказал генеральный директор компании «Очаково» Владимир Антонов.
По его словам, применение бутылок единого образца позволило бы пивоваренным компаниям использовать тару повторно и сократить таким образом издержки и уменьшить количество мусора.
«В Германии все производители наливают пиво в одну бутылку. В Швеции дети сдают банки, и страна занимает первое место в мире по сбору алюминиевой тары. У нас каждый наливает в свою бутылку, оборотная тара используется очень мало и только для дешевых сортов пива», – рассказал Антонов.
Однако, по мнению специалистов, проблема тары сейчас не так уж важна для отрасли. «Если придется экономить, то пивзаводы не будут в первую очередь обращать внимание на тару, так как для этого нужны изменения в законодательстве и договоренности со стекольными заводами», – рассказал корреспонденту ВЗГЛЯДа источник в одной из компаний отрасли.
«Создание единой бутылки никак не поможет пивоварам», – утверждает Михаил Смирнов. По его словам, заводы выпускают бутылки большими партиями, причем разных видов, и никакого снижения цены от перехода на единую тару не произойдет.
Кроме того, нетрадиционная форма бутылки может быть частью бренда, и ее смена может плохо сказаться на продажах. Так, в 2007 году серия английского пива St. Peters была выпущена в более простой бутылке, чем ранее. Однако компания решила не рисковать и разместила на бутылках специальные этикетки с извинениями и заверениями покупателей в том, что качество продукта не изменилось.