В среду на аэросалоне «Фарнборо-2008» компания Sukhoi SuperJet International, являющаяся совместным предприятием АХК «Сухой» и итальянской Alenia, договорилась о поставках 25 региональных самолетов Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100). Сумма сделки – около 750 млн долларов.
Общая стоимость контракта, который также предполагает опцион еще на 16 самолетов, превышает 630 млн долларов
Sukhoi SuperJet International, отвечающая за продажу SSJ-100 на зарубежные рынки, подписала твердый контракт на поставку 20 региональных самолетов заказчику из Европы на общую сумму примерно в 600 млн долларов. Машины должны быть поставлены в 2010 году.
В настоящее время неизвестно, кто покупатель. Он не называет себя из-за необходимости «прохождения корпоративных процедур по сделке», сообщает «Интерфакс».
«Самолеты заказала известная компания, которая работает на европейском рынке уже много лет, но по договоренности с компанией мы не разглашаем ее название», – цитирует РИА «Новости» слова главы СП SuperJet International Алессандро Франзони. По его словам, имя заказчика будет официально объявлено в сентябре этого года.
Кроме того, компания Sukhoi SuperJet International подписала соглашение со швейцарской лизинговой компанией Ama Asset Management Adviser на поставку пяти самолетов SSJ-100. Сумма контракта составляет 150 миллионов долларов. Поставки самолетов начнутся в 2011 году.
«Эти пять самолетов будут предназначены для пяти разных авиакомпаний в Европе и Азии в бизнес и VIP-компоновке», – пояснил Алессандро Францони.
Он также отметил, что до конца 2008 года Sukhoi SuperJet International должна подготовить еще ряд контрактов на SSJ-100. «Есть еще проекты, которые мы не успели завершить до начала «Фарнборо». Мы объявим о заказах до конца года», – сказал он.
Глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев не ждет, что в ближайшее время заказы иностранных авиакомпаний на поставку российского регионального самолета посыплются, как из рога изобилия. Он считает, что на Западе только оценивают Sukhoi SuperJet. «Этот проект носит привлекательный характер для авиакомпаний. Самолет, который по многим показателям превосходит конкурентов, привлекает их интерес», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Однако, продолжил аналитик, в настоящее время в сегменте региональных самолетов нет дефицита, как в сегменте дальномагистральных лайнеров. Это позволяет авиакомпаниям подождать с закупками Sukhoi SuperJet прежде, чем этот проект выйдет на стадию завершения и самолет начнет полеты. «Это, безусловно, приводит к тому, что число заказов на SSJ-100 растет не так быстро, как хотелось бы продавцам», – считает Олег Пантелеев.
Как считают аналитики, росту продаж российского регионального самолета иностранным компаниям может помешать задержка с поставками SSJ отечественным игрокам рынка. Как пишет «Коммерсантъ», «Аэрофлот», до сих пор бывший крупнейшим заказчиком на SSJ-100, уже получил уведомление о задержке их получения, как минимум, на год. Но исполнение контракта с «Аэрофлотом» принципиально важно для дальнейших продаж SSJ, уверен Олег Пантелеев.
Однако эта задержка может быть не последней. Глава Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров осторожно заметил, что «окончательные сроки поставки мы сможем озвучить только тогда, когда начнется процесс сертификации».
Как писала газета ВЗГЛЯД, ввод самолета Sukhoi Superjet 100 в серийное производство входит в число приоритетных программ «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). Это первый за последние 20 лет новый российский гражданский самолет. Он является основным проектом программы гражданской авиации компании «Сухой».
При осуществлении проекта Suhoi SuperJet 100 был сделан упор на международное сотрудничество, он объединяет поставщиков многих стран и в перспективе охватывает основные рынки, в том числе и Северную Америку.
«Сухой» возлагает на SSJ много надежд. По словам гендиректора компании Михаила Погосяна, в настоящее время на долю военной техники приходится 90% всех заказов «Сухого» и лишь 10% – на пассажирские самолеты, но через семь лет объем заказов должен сравняться.
Первые шаги в этом направлении были сделаны на выставке «Фарнборо». Между ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и российской компанией «Авиализинг» было подписано соглашение об основных условиях поставки 24 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ).
Общая стоимость контракта, который также предполагает опцион еще на 16 самолетов, превышает 630 млн долларов. Срок поставки первого самолета – 2011 год.
Кроме того, имеются еще 73 твердых заказа на Sukhoi Superjet 100. «И если вы немного подождете, то в течение ближайших дней сможете услышать о том, что количество твердых заказов составит более 100 самолетов», – сказал во вторник в Фарнборо Михаил Погосян, выразив уверенность, что SSJ может быть востребован во многих странах, поскольку он создается с учетом перспективных требований, в том числе по экологии, комфорту, экономичности. Компания «Сухой» объявила о подписании заказов на продажу 25 самолетов Sukhoi SuperJet иностранным компаниям. До конца 2008 года компания планирует подготовить еще ряд контрактов на SSJ-100. Как считают аналитики, этот самолет во многом превосходит конкурентов, чем привлекает интерес иностранцев. Конечно, пока SSJ не начнет рейсовые полеты, ждать большого числа заказов на него не стоит. Сейчас для «Сухого» важно точно исполнять уже подписанные контракты.