Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в заседании правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Речь шла о программе развития транспортного комплекса Московского региона (2010–2015 годы), которая была разработана Министерством транспорта РФ совместно с правительствами Москвы и Московской области.
80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов Москвы полностью исчерпали пропускную способность
Статистика, которую представил Игорь Левитин своим коллегам, вряд ли кого-то удивила. По данным Минтранса России, 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов Москвы, особенно в центральной части, полностью исчерпали пропускную способность.
Нехватка сети магистральных улиц в пределах городской черты составляет порядка 350–400 км, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков до 5–10 км в час, отмечается в материалах Минтранса.
Вместе с тем, количество автомобилей неуклонно растет. В прошлом году численность столичного автопарка выросла до 3,3 млн автомобилей. В «часы пик» на городские дороги выезжают более 400 тыс. автомобилей. Сотням тысяч автолюбителей приходится простаивать в огромных пробках. По данным Смилинк, в среднем 11 часов в неделю автомобилист проводит в пробке, в месяц получается порядка 40–45 часов.
Не сильно уступает в этом плане столице и Московская область, где в настоящее время зарегистрировано 2,1 млн автомобилей. На 1000 жителей скоро будет приходиться 300 легковых автомобилей.
В режиме перегрузки в прошлом году находилось около 1,1 тыс. км автодорог федерального значения – 47% от их общей протяженности на территории Московского региона. При этом 73% от их общей протяженности не соответствовали нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.
Уже через семь лет число автомобилей в Московском регионе увеличится в 1,5 раза и приблизится к отметке в 8 млн.
Прогнозы не слишком обнадеживают. Численность населения Москвы и области уже составила 17 млн человек, а через двадцать лет достигнет 20 млн, из которых 12 млн будут проживать в Москве, а 7,6 млн – в области.
А это значит, что нагрузка на транспортную инфраструктуру еще больше возрастет. Никто не сомневается в том, что серьезные меры по решению проблемы нужно принимать уже сейчас. Вопрос в том, какие из них принесут действительно ощутимый результат.
В фонде «Институт экономики города» газете ВЗГЛЯД пояснили, что проблема московских пробок так или иначе связана с городским территориальным планом. «Если бы его разрабатывали более корректно, проблема оказалась не такой острой. В первую очередь речь идет о том, чтобы на территории центра столицы не строились офисы. Ведь сюда приезжают на собственных автомобилях не только сотрудники на работу, но многочисленные гости», – сказал источник в фонде.
Еще одни вопрос – нехватка стоянок в подземных парковках. «Большое количество автомобилей оказывается на тротуарах. Сегодня даже выделяют эвакуаторы для трамвайных депо. На Чистых прудах, например, из-за автомобилей, загораживающих проезжую часть, 1-2 раза в неделю происходит остановка движения трамваев», – рассказал источник.
Решить «пробковую» проблему, по его мнению, можно не только с помощью каких-то административных, но превентивных мер. В частности, перенести на окраину строительство офисных центров, при возведении новых домов не превышать этажность ранее стоящих на этом месте зданий и так далее.
Далеко не все согласны со столичными властями, которые рассматривают вопрос поочередного движения автомобилей с четными и нечетными номерами в разные дни недели как один из вариантов решения проемы пробок.
«Я противник тех мер, которые предполагают ограничение движения автомобилей. Это издевательство над людьми. И там, где эти меры применяются, пробок меньше не становится», – подчеркнул депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин
По его мнению, Москва – далеко не самый перегруженный автомобилями город. Проблема стоит в отсутствии информирования людей о дорожной ситуации. В настоящее время о пробках сообщают отдельные СМИ, однако все это происходит кустарно и фрагментарно.
«Я должен четко представлять где движение затрудненно и знать о путях объезда, которых может быть сразу несколько. Во многих мегаполисах такая практика имеет место быть», – сказал газете ВЗГЛЯД Виктор Похмелкин.
«Я знаю, что собираются расширять Ленинградский проспект. И это хорошо. Однако никто не задумывается, что после проспекта, въезжая на Тверскую улицу, автомобили попадают в «трубу» и пробка образуется в любом случае. Расширять Ленинский проспект без расширения Тверской бессмысленно», – добавил он.
Программа развития транспортного комплекса Московского региона предусматривает формирование комплексной системы управления спросом на передвижения. Ее главная задача – сохранить удельный вес числа передвижений, совершаемых на легковых автомобилях, на уровне существующих 20% при росте общего числа поездок в Москве с 10 до 12,5 млрд с одновременным повышением пропускной способности транспортной сети.
То есть придется активно развивать общественный транспорт. Минтранс включил в программу развития транспортного комплекса строительство 79 км новых линий, 43 станций и 7 депо метрополитена к 2015 году. Общая протяженность сети метрополитена в Москве должна вырасти с 292 км в 2007 до 371 км в 2015 году.
Кроме того, в программе предусмотрено строительство 685 км платных автомагистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных дорог.
На программу развития московского транспортного узла планируется направить 4,9 трлн рублей. В финансировании программы должны принять участие федеральный бюджет (2,3 трлн рублей), бюджеты Москвы (1,07 трлн) и Московской области (141,5 млрд) и внебюджетные источники (1,364 трлн).
Мало того, что поиск внебюджетных средств может затрудниться, так еще и с бюджетными неясно. Пока в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.» предусмотрено только 979 млрд руб. Дефицит финансирования программы составляет 1,3 трлн рублей; экономический эффект от ее реализации должен составить 7,2 трлн рублей.