Правительство отклонило стратегию развития транспортного машиностроения – документ отправлен на доработку. Глава правительства Михаил Фрадков считает, что принимать такую стратегию преждевременно. «Она очень поверхностна, и не отвечает на вопросы, поставленные на заседании правительства», - сказал премьер-министр.
Вовремя подставить плечо государству нужно, но нужно знать, в какое место подставить», - заметил Михаил Фрадков
Один из вопросов, который беспокоит Михаила Фрадкова и на который не отвечает стратегия – это разработка долгосрочных планов развития промышленности. На заседании в четверг глава правительства отметил, что план до 2015 года - это еще не все, и нужно производить расчеты до 2030-го и даже до 2040 года. «К этому нас так или иначе в ближайшее время подтолкнет сама жизнь», - учил министров Михаил Фрадков.
Глава правительства коллег призвал координировать работу по реализации стратегий развития ключевых отраслей промышленности и на краткосрочную перспективу разрабатывать «реальные планы». В них должны быть прописаны конкретные действия министров, ведомств и региональных руководителей. «Бизнесу необходимо понять, какие суммы он может вложить и на что может рассчитывать, в том числе в рамках государственного частного партнерства», - объяснил премьер-министр.
В необходимости планирования на 30 лет вперед отраслевые эксперты не уверены. «Многие новые тенденции, в частности, в транспорте, проявятся позже того момента, когда утверждается план. Его придется модифицировать. В этом нет ничего плохого, но стратегические решения принимать будет сложно», - уверен аналитик компании «Тройка-Диалог» Гайрат Салимов.
«Необходимость в десятилетнем планировании действительно есть, - подчеркнул аналитик. – В более долгосрочном - сказать трудно».
В стратегии развития транспортного машиностроения на 2007-2010 годы и на период до 2015 года, которая рассматривалась на заседании правительства, Михаил Фрадков нашел «очень опасную бюрократическую недоработку», связанную с бюджетными расходами.
Документ предлагает уделять больше внимания железнодорожным перевозкам, чтобы к 2015 году ликвидировать дефицит предложения оборудования и техники для РЖД. Он также ставит задачу вдвое увеличить производство и занять 18% в объеме мирового машиностроения. А объем экспорта к 2010 году довести до 33 млрд рублей, а к 2015 году – до 40 млрд рублей.
Основная проблема на пути решения поставленных задач – инвестиции. Их объем в прошлом году составил 3,3 млрд рублей, но этой суммы не хватает на технологическое развитие.
На прошлом заседании правительства заместитель министра промышленности и энергетики Андрей Дементьев предложил в качестве решения этой проблемы ввести государственное субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, привлекаемым предприятиями. Кроме того, ведомство надеется на механизмы государственно-частного партнерства.
Выяснилось, что финансирование основных мероприятий в рамках стратегии не согласовано с Минфином и не учтено в проекте бюджета на 2008-2010 годы. Об этом сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов.
С резкой критикой документа выступил и министр экономического развития и торговли Герман Греф. «Он совершенно не реализуем, не связан с анализом рыночной ситуации и не предполагает структурных реформ в отрасли», - подчеркнул министр.
Герман Греф отметил тот же недостаток, что и Сергей Шаталов – в стратегии не определены объемы поддержки из федерального бюджета.
«Это приводит к тому, что мы порождаем неоправданные ожидания у коммерческого сектора и дезориентируем руководителей предприятий», - негодовал министр.
«Нельзя одобрять этот документ, нужно его доработать серьезнейшим образом», - настаивал он.
Михаил Фрадков согласился с коллегами. «Вовремя подставить плечо государству нужно, но нужно знать, в какое место подставить, как крепко поддержать и самим на ногах удержаться», - сказал он.
Теоретически стратегию можно принять быстро, так как ее утверждение никак не влияет на расходы бюджета. «Стратегия это концептуальный документ, который рамочно определяет расходы государства», - говорит заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. По его словам стратегия – это только повод для дальнейших мероприятий, в том числе для целевых программ. «Этот документ увязывает различные меры прямого финансирования и косвенного влияния государства», - подчеркнул эксперт.