Государственная компания «Роснефть» собирается приобрести нефтеперерабатывающие активы в Европе. Об интересе к заводам в странах ЕС французской газете La Tribune рассказал президент компании Сергей Богданчиков.
Поставки нефти в Литву из России по трубопроводам были прекращены в конце июля из-за аварии на нефтепроводе «Дружба
Глава Роснефти не уточнил детали переговорного процесса, добавив, что компания планирует также приобрести нефтеперерабатывающие мощности в России, включая активы ЮКОСа.
Эксперты считают, что заявление Роснефти носит более декларативный, чем практический характер. Госкомпанию преследуют адвокаты миноритарных акционеров ЮКОСа. К тому же владельцы нефтеперерабатывающих активов в Европе не спешат расставаться с перспективным бизнесом даже за хорошую цену. Как сообщала газета ВЗГЛЯД, накануне Кувейт отказался от продажи нефтеперерабатывающего завода Europort в голландском Роттердаме. Хотя ранее тендер на приобретение актива выиграл российский нефтегазовый концерн «ЛУКОЙЛ».
Предложение на рынке нефтепереработки ограничено. По неофициальной информации компания Chevron выставила на продажу 31% акций своего голландского нефтеперерабатывающего завода Nerefco и сети бензозаправочных станций. Главным российским претендентом на зарубежные НПЗ остается ЛУКОЙЛ. Корпорация Вагита Алекперова претендует на покупку европейских активов ливийского концерна Tamoil, сербской NIS и греческой Hellenic Petroleum. Также компания признавалась в интересе к британскому НПЗ Coryton, который принадлежит концерну BP. Едва ли ЛУКОЙЛ откажется от своих планов в пользу Роснефти – стратегия развития бизнеса Вагита Алекперова предполагает масштабную экспансию на зарубежных рынках.
«При тех долгах, которые есть у Роснефти, покупка завода в Европе не представляется возможной. Это имиджевое, политическое заявление, компания провела IPO и должна позиционировать себя как международная корпорация», - уверена начальник отдела фундаментального анализа брокерского дома «Открытие» Наталья Мильчакова.
По мнению аналитика, для госкомпании «проще получить активы ЮКОСа».
Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев напоминает, что сейчас в Европе «фактически нет ни одного свободного нефтеперерабатывающего актива, кроме литовского концерна Mazeikiu Nafta». «Заводы в Европе всем нужны, на продажу ничего не выставляется в настоящее время. В качестве потенциального объекта покупки для Роснефти можно рассматривать только литовский концерн. После пожара польская PKN Orlen, возможно, раздумает покупать Mazeikiu Nafta. Но политические трения между Россией и Литвой могут помешать такой сделке», - говорит эксперт.
Пожар, произошедший в конце прошлой недели на нефтеперерабатывающем заводе Mazeikiu Nafta, стал причиной переноса завершения процедуры продажи MN на 2007 год.
Президент польского концерна PKN Orlen Игорь Халупец заявил, что окончательно сделка по Mazeikiu Nafta будет завершена в I квартале будущего года.
Поставки нефти в Литву из России по трубопроводам были прекращены в конце июля из-за аварии на нефтепроводе «Дружба» на территории России. Руководители Транснефти заявляли, что их ремонт может затянуться. Нефть в Литву последние месяцы доставлялась танкерами и через терминал Бутинге транспортировалась по трубопроводу на НПЗ.
Литовские политики прекращение трубопроводных поставок нефти оценивают как экономическую блокаду со стороны России с целью помешать завершению сделки по продаже Mazeikiu Nafta польской PKN Orlen. А глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу считает, что Россия недостаточно прозрачно говорит об аварии нефтепровода «Дружба».
«Фактов, подтверждающих, что у Роснефти есть планы по покупке НПЗ в Европе, нет», - замечает Наталья Мильчакова. «Была информация о том, что Роснефть желает сократить долю государства и разместить дополнительный пакет акций, что могло бы свидетельствовать о намечающихся покупках, однако позже замглавы Минэкономразвития Кирилл Андросов заявил, что у Роснефти нет необходимости повторно размещать акции на фондовых рынках», - напоминает специалист.