«Пока не готов комментировать, что контроль переходит к государству», – цитирует главу Минэкономразвития Германа Грефа РИА «Новости».
Более 430 млн. долларов
Сейчас АвтоВАЗ – малорентабельное предприятие, рыночная капитализация которого ниже балансовой стоимости
Как сообщил «Интерфакс», в беседе с журналистами в четверг в Чебоксарах Греф сказал, что ему неизвестно о том, получает ли государство контрольный пакет АвтоВАЗа. Он отметил, что в этой компании была перекрестная система собственности, когда менеджмент обладал контрольным пакетом акций.
«Сейчас будет сформирован совет директоров, куда впервые войдут представители государства, в частности Роспрома», – рассказал министр, добавив, что в состав совета войдут один представитель Роспрома и два – Рособоронэкспорта. «Думаю, что сейчас, после замены менеджмента, окончательно будем определяться с будущим компании», – заявил Греф.
По словам министра, АвтоВАЗ является крупнейшей российской компанией по автомобилестроению и для избежания – в том числе социальных – последствий необходимо как можно быстрее выработать новую стратегию развития компании с учетом все возрастающей конкуренции со стороны иностранных производителей.
«Сейчас время принимать решение по АвтоВАЗу в связи с тем, что возрастает конкуренция и, в частности, Volkswagen намерен инвестировать в Россию», – заявил глава Минэкономразвития. «Вчера у меня состоялась встреча с представителями Volkswagen, – рассказал министр. – Volkswagen принял решение о начале инвестирования в Россию с начала 2006 года».
«Сейчас АвтоВАЗ – малорентабельное предприятие, рыночная капитализация которого ниже балансовой стоимости. Его рыночная доля снижается, эффективность падает, – отмечают аналитики ИК «Велес Капитал». – В условиях рынка, на котором все больше предпочтений отдается ввозимым из-за границы автомобилям, государство-собственник могло бы содействовать компании, увеличивая пошлины на импортируемые иномарки».
Капитализация АвтоВАЗа на ММВБ составляет около 860 млн. долларов, она падала в понедельник и во вторник и выросла в среду на ожиданиях того, что приход государства изменит ситуацию на заводе к лучшему. Если гипотетически предположить, что экспортер вооружений купил контроль над предприятием по рыночной цене, то ему пришлось выложить более 430 млн. долларов.
В дирекции по связям с общественностью АвтоВАЗа не стали отвечать на вопрос о том, действительно ли произошли изменения в структуре акционеров предприятия. Хотя еще в конце октября дирекция заявляла, что «структура собственности компании не претерпела никаких изменений».
По своей прихоти
Есть информация, что заместитель гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков станет председателем совета директоров (фото: ИТАР-ТАСС) |
Однако в среду губернатор Самарской области Константин Титов сообщил, «что фактически, но еще не юридически Рособоронэкспорт сейчас контролирует 51%, ну или контрольный пакет акций» АвтоВАЗа.
По официальной информации, АвтоВАЗ через дочерние предприятия контролирует около 64% своих акций, из них на ОАО «АВВА» приходится 38%, на ЗАО «ЦО АФК» - 24%, 2% принадлежат физлицам. Другой известный акционер АвтоВАЗа – Внешэкономбанк. Но ему принадлежит всего лишь чуть более 7%, в федеральной собственности находится вообще около 1,5% акций.
«Мы понимаем прекрасно, что на реструктуризацию долгов и реконструкцию самого производства нужна колоссальная помощь и поддержка государства», – отметил в среду Титов.
По словам губернатора, АвтоВАЗ несет «колоссальную социальную нагрузку». «Завод тратит на социальные программы 3,5 млрд. рублей (в год. – Ред.). В то же время принять эти социальные расходы без поддержки государства не представляется возможным», – сказал Титов. «Но если мы с помощью государства эти расходы примем на бюджет Тольятти, то высвободившиеся 3,5 млрд. рублей – это и зарплата, и новые рабочие места на АвтоВАЗе, и, самое главное, техническое переоснащение предприятия», – отметил губернатор.
Как заметила газете ВЗГЛЯД аналитик инвестиционной компании (ИК) «Проспект» Ирина Ложкина, предположение о покупке Рособоронэкспортом контроля в АвтоВАЗе связано с недавно появившейся информацией о том, что в совет директоров предприятия войдут два представителя Рособоронэкспорта, которые ранее туда не входили. Всего в совет директоров входят 12 членов, шесть из них представляют АвтоВАЗ. Совет директоров АвтоВАЗа на заседании в понедельник утвердил список кандидатов для выборов в новый состав совета на внеочередном собрании акционеров 22 декабря.
«Однако все это совсем не означает, что произошла национализация компании, – говорит Ложкина. – Вполне возможно, что государство просто берет под контроль АвтоВАЗ, не меняя структуры акционерного капитала. Причем это делается не потому, что чиновники по своей прихоти хотят завладеть автогигантом, а с целью вывести из тяжелого положения отрасль, которую они считают стратегической. При этом есть информация, что заместитель гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт» Владимир Артяков станет председателем совета директоров», – пояснила аналитик. Фактически он займет место Каданникова.
Совсем не скоро
Реальные изменения к лучшему в деятельности автогиганта произойдут совсем не скоро (фото: lada-auto.ru) |
По словам аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Натальи Кочешковой, участие Рособоронэкспорта можно рассматривать в рамках программы «огосударствления» машиностроительных активов. Так, РАО «ЕЭС» покупает «Силовые машины», а Газпромбанк – Объединенные машиностроительные заводы. Переход АвтоВАЗа «под государство» скорее всего не отразится на всей отрасли, актуальнее говорить о влиянии этого события на компанию, считает Кочешкова.
«С точки зрения развития бизнеса АвтоВАЗа данное событие носит негативный характер, – говорит эксперт «Финама». – Отечественное автомобилестроение и так сейчас переживает непростые времена: растет конкуренция со стороны иностранных производителей, параллельно повышаются затраты на собственное производство, а мы сомневаемся, что новый менеджмент будет эффективен. Хотя в данном случае можно предположить поддержку со стороны государства. Она выразится в увеличении экспорта продукции компании и импорта оборудования, наконец, в дополнительном финансировании», – растолковала Кочешкова.
Следует отметить тот факт, что переход компании под контроль государства осуществляется достаточно безболезненно для акционеров компании. Это объясняется тем, что «компанию фактически создал Каданников», уверена аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина. «У него был огромный опыт, – развивает она свою мысль. – Компания была полностью централизована».
И теперь государству достаточно только приобрести право голоса по 64% акций, принадлежащих самой автомобильной компании, отмечают аналитики ИК «Атон».
«Мы считаем, что государство приобретет права на 64%-ный пакет и будет фактически контролировать, – уверяют в «Атоне». – Мы не видим особой логики для Рособоронэкспорта тратить значительные суммы на выкуп акций АвтоВАЗа в ситуации, когда контроль над предприятием можно получить, просто назначив своих представителей на ключевые посты. Однако, возможно, данная сделка преследует своей целью получение прямого государственного контроля над заводом в обмен на финансирование его развития», – рассуждают представители «Атона».
При этом, по мнению экспертов, в любом случае, даже если государство, радеющее за автопром, станет эффективно хозяйствовать на ВАЗе, реальные изменения к лучшему в деятельности автогиганта произойдут совсем не скоро.