Культура

23 сентября 2009, 20:37

«Волчок»: Михалков назвал это шлаком

Фото: kinopoisk.ru

Девочка любит маму, мама девочку – не очень. Вот и весь сказ. Обласканный на «Кинотавре» и ряде других фестивалей «Волчок» Василия Сигарева разделил российскую критику на два противоположных лагеря. Одним не пришлись по душе натурализм и чрезмерная жестокость картины, другие же увидели в ней не лишенную художественных достоинств, но документально зарезанную правду-матку. Никита Михалков был наиболее категоричен: шлак.

«Волчок» − дебют на режиссерском поприще молодого екатеринбургского драматурга Василия Сигарева. Дебют на удивление крепкий и осмысленный, что и было подтверждено в этом году на «Кинотавре»: призы за лучший фильм, лучший сценарий, лучшей актрисе (Яне Трояновой) плюс приз критики. И это – тот редкий случай, когда с решением жюри хочется согласиться, хотя нельзя не отметить, что приз за лучший фильм выглядит скорее авансом, чем реальной объективной оценкой.

Волчок» - это и игрушка, и «маленькая девочка со взглядом волчицы», и «придет серенький волчок» из колыбельной

«Самая беспросветная картина сезона» или «революция с истекшим сроком годности»? «Фильм-покаяние», «фильм-исповедь» или, как выразился Никита Михалков, «шлак»? Тут можно дискутировать до сведения скул, критиков ведь хлебом не корми, дай развести полемику. Увлекшись горячим спором, забросав друг друга ФИО сомнительной известности и энциклопедическими терминами, киноведы совершенно забывают о, собственно, конечном потребителе продукта – аудитории, для которой снимался тот или иной фильм. Обычного же зрителя всегда интересует ответ на один лишь вопрос – стоит ли поход в кино на данную картину кровных денег или нет? Зритель заходит в Интернет, читает рецензии и, чертыхаясь, закрывает окна браузера.

Попытаемся же в кои-то веки потрафить чаяниям простого зрителя. «Волчок» − совсем не тот фильм, на который надо идти после тяжелой трудовой недели в мыслях развеяться, забыться и отвлечься от действительности. С чем-чем, а с отражением реалий у Сигарева все в полном порядке: реплики персонажей максимально достоверны, ненормативная лексика появляется ровно там, где она нужна, словом, ощущение неестественности речи отсутствует напрочь. В фильме почти нет надуманных диалогов, даже 6-летняя девочка разговаривает так, как положено детям – с повторами, алогичной на первый взгляд инверсией, словами-паразитами, а не так, как заставили ее сказать взрослые дяди и тети. Ну а то, что 80% лексикона непутевой мамаши, выкрашенной хной хабалки (Яна Троянова) составляют «Чо, *ля?» и «Ну и чо, *ля?», так скорее в этом и кроется пресловутая правда жизни, чем в вымученной сценаристом «сухой старой п*дюлине».

Вместе с тем, «Волчок» рассказывает свою историю ладно, цепко и убедительно, в нужные моменты впрыскивая в вены адреналин и надавливая на слезные железы. Это − не вызывающий зевоту артхаус ради артхауса. Фильм умело балансирует на грани «кино не для всех» и «мейнстрима» − его, извините за пафос, драматический накал вполне может оценить самая разнородная публика.

Нельзя не отметить динамичную и оригинальную работу оператора (к слову, как и режиссера, дебютанта), выбирающего небанальные ракурсы, обусловленные смыслом и логикой повествования, а также исполнителей главных ролей – Яну Троянову (для нее эта роль также стала дебютом в большом кино) и Полину Плучек, сыгравшую 6-летнюю девочку.

Последней смело можно прочить славу русской Джоделль Ферланд, правда, с явным акцентом на артхаусе – вряд ли ребенка с настолько затравленным и тяжелым взглядом будут привечать в массовом кино и, тем более, в сериалах.

Кстати, раз уж зашел разговор о Ферланд: сложно не увидеть связь между «Волчком» и «Страной приливов» Терри Гиллиама. И там, и там дети познают смерть абсурдным (и от того впечатляющим) образом − в обеих картинах режиссеры испытывают на прочность терпение зрителей жестким обращением с несовершеннолетними актерами.

Из прочих сравнений сразу же напрашиваются «Русалка» Анны Меликян (общей неблагоустроенностью героини, хотя и без того сюрреалистического шарма) и «Кислород» Ивана Вырыпаева. На последнем остановимся подробнее.

Как и Вырыпаев, Сигарев – выходец из театральной среды. Оба пытались «изменить ландшафт современного театра» и стали ведущими авторами «новой русской драмы», оба переквалифицировались в режиссеры, вследствие чего отхватили большую часть призов недавно прошедшего «Кинотавра». В конце концов, оба режиссера задействовали в качестве главных героев своих спутников по жизни (причем Троянова, с которой в фильме не особенно-то и церемонятся, – законная супруга Сигарева). Но если «Кислород» является чисто формалистским утверждением сразу обо всем, закрепленным ударами лопатой, то с «Волчком» все не так просто.

С одной стороны, фильм сработан на совесть, и его, несмотря на сомнительность тематики, действительно интересно смотреть. С другой же, раздражает некая поверхностность и навязчивость символики Сигарева. «Волчок» − это и игрушка, и, простите за переиначенную цитату из ВИА «Крематорий», маленькая девочка со взглядом волчонка, и «придет серенький волчок» из колыбельной.

Из этого не делается никаких выводов, автор просто наблюдает тяжелую жизнь одной девочки на протяжении нескольких лет, а потом оставляет ее. Зритель бы и рад сделать собственный вывод, найти мораль, но отвращение к главной героине, фактически сломавшей жизнь собственной дочери, отбивает все желание анализа. Зритель, в конце концов, не понимает, ради чего он посмотрел не самую приятную ленту. Где, блин, обещанный катарсис?

Прав был режиссер фильма, во время представления зрителям Яны Трояновой заявивший: «Через полтора часа вы все будете ее ненавидеть». Только вот ненависть – не самое приятное чувство, хотелось бы испытывать его как можно реже.

Текст: Денис Шлянцев

Вам может быть интересно

В Курской и Белгородской областях уничтожили три украинских дрона
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Президент Грузии выступила со скандальным обращением к военным

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях

ВС России в последние сутки смогли занять более выгодные позиции сразу на нескольких направлениях, указало российское Министерство обороны во вторник.

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

США держат технику на польской границе, опасаясь, что она будет уничтожена российскими войсками, как только пересечет границу с Украиной, заявил экс-разведчик американских ВС Скотт Риттер.

Военкор заявил о лжи главкома ВСУ Сырского о взятии острова Нестрига

Морпех с Днепра сообщил о том, что слова главкома ВСУ Александра Сырского о взятии под правым берегом Днепра острова Нестрига не являются правдой, сообщил военкор Александр Коц.

Суд по делу Гуцул перенесен из-за отсутствия переводчика

Судебное заседание по делу главы Гагаузии Евгении Гуцул было перенесено из-за отсутствия переводчика на русский язык, сообщил ее адвокат Вадим Бэнару.

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

Маск назвал взятие Одессы последним вопросом в конфликте

Основатель Tesla и SpaceX Илон Маск заявил, что вопрос взятия Одессы российской армией стал последним нерешенным в конфликте на Украине после заявления главкома ВСУ Александра Сырского о плачевной ситуации в зоне боевых действий.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

У Майданова возник отек Квинке

Певцу Денису Майданову стало плохо в Центральном академическом театре Российской армии в Москве, сообщил его директор Захар Майданов.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?