Кинофестиваль в Торонто стал квинтэссенцией всех прошлых киновыставок, балансируя на грани гениальности и безумия. Несмотря на то что программу 34-го смотра в большинстве своем составили фильмы, знакомые критике по Венеции и Каннам, посмотреть там было на что. Точнее, на кого.
Во всем виноват Израиль
В фильме «Имаджинариум доктора Парнасса» свою последнюю роль сыграл Хит Леджер. За него потом «доигрывали» сразу три актера: Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл
Главным событием кинофорума стал… Израиль. Организаторами была разработана целая программа, посвященная 100-летию Тель-Авива, которая была представлена в секции «Город городу». Данная инициатива вызвала шквал негодования среди ряда звезд в лице канадского режиссера Джона Грейсона, Джейн Фонды, Дэнни Гловера, Джулии Кристи, Ив Энслер (автор скандальной пьесы «Монологи вагины») и еще ряда артистов. Их силами была составлена петиция в знак протеста против кинофестиваля вообще и «обеления Израиля», действия которого в Палестине и возмутили киношников, в частности (правда, позднее Джейн Фонда отозвала свою петицию, найдя её текст «слишком подстрекательским»).
Гонения на еврейские фильмы в Торонто начались с публичного демарша египетских кинодельцов, которые один за другим отзывали свои ленты из программы, «переполненной пропагандистским, политизированным кино Израиля». Так, от демонстрации своих фильмов отказались Ахмад Абдалл («Гелиополис») и Ахмад Махер («The Traveller»).
Интересно, что одним из первых призвал бойкотировать фестиваль израильский продюсер Уди Алони, известный не только своими кинопроектами, но и ультралевыми взглядами. Особенно возмущало Алони «произральское лобби». В лагерь противников израильской агрессии он активно склонял своих соотечественников Галю Уховского и Эйтана Фукса, которые должны были показать критике свой «Пузырь». «Не участвуйте в политическом бардаке, голосуйте против израильской оккупации Западного берега реки Иордан», – кипятился продюсер.
С другой стороны баррикад оказалась не менее внушительная команда звездных защитников еврейского происхождения. Среди них – Натали Портман, Саша Барон Коэн, Лени Кравитц, Джейсон Александр, Лиза Кудроу и другие. Ими также был подписан документ, в котором подчеркивается, что программа израильского кино не является пропагандистской, а являет образцы современного кинематографа, призванные показать высокий профессионализм и лучшие человеческие качества израильтян. «Бойкотирование этих лент нарушает нормы демократического общества», – говорят заступники.
Досталось от киношников и другому юбиляру – Чарльзу Дарвину, со дня рождения которого прошло 200 лет. Фильм «Возникновение», рассказывающий о жизни великого ученого, фестиваль в Торонто открывал. В Европе эта картина принималась хорошо, но американцы сочли ее «сомнительной» и недостойной просмотра. Так, американские кинопрокатчики хором объявили о «нерентабельности» ленты.
«Возникновение» снято по книге потомка самого Дарвина – Рендала Кейнса, но ни ему, ни его знаменитому прадеду так и не удалось убедить американских скептиков в том, что они произошли от обезьяны.
По стопам «Миллионера»
#{movie}Вообще, с самого начала над фестивалем нависла туча странных событий. К примеру, у итальянского режиссера украли сценарий и 8 тыс. евро, однако на всех пресс-конференциях рыдала только Дженнифер Коннелли. Так актриса отреагировала на фильм «Дом из песка и тумана», повествующий о том, как семья иранских эмигрантов и одинокая американская девушка не могут поделить скромный домик с видом на океан.
Всего в программе был запланирован смотр порядка 300 художественных картин (арабские ленты, повторимся, были сняты из-за бойкота Израиля). В частности, состоялась премьера новой ленты Терри Гиллиама «Имаджинариум доктора Парнасса», где свою последнюю роль сыграл покойный Хит Леджер. За него потом «доиграли» сразу три актера: Джонни Депп, Джуд Лоу и Колин Фаррелл).
В Торонто была показана и новая картина с Киану Ривзом в главной роли – «Частная жизнь Пиппи Ли». «Нео» приехал на фестиваль в новом образе, говорят, прямо из тюремной камеры, где он провел семь дней, готовясь к новому фильму.
Также критики посмотрели на Лиама Ниссона в фильме «Хлоя», вспомнили, как выглядит Дэвид Духовны в картине «Джонсоны», и получили мастер-класс по литературе от Джейн Кэмпион, которая показала красивую лав-стори британского поэта Джона Китса.
Наконец, Джордж Клуни представил сверхъестественную комедию «Люди, которые смотрят на козлов» с собой в главной роли (в последний момент он снял её с венецианской программы, чтобы привезти в Канаду, что вызвало скандал). Чак Паланик выдал себя в «Удушье» Франсуа Озона. Натали Портман блеснула в новой картине Дона Руса «Любовь и другие невозможные стремления». Наоми Уотс разыграла драму «Мать и дитя» под предводительством Родриго Гарсия. Пенелопа Крус снова показалась критике в «Разомкнутых объятьях» Педро Альмодовара. А француз Карион продемонстрировал, как Кустурица предает русских в фильме «Прощай».
Критика стонала от удовольствия, но по-настоящему ее зацепил он, главный фаворит Каннского кинофестиваля – тюремная драма «Пророк» Жака Одияра . Как пишет France-Presse, кинопресса на финальных титрах аплодировала стоя. Некоторые Одияра назвали «французским Скорсезе», другие прочили ему «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм» (тут стоит заметить, что мнению международной кинопрессы академики склонны доверять). Причем сам режиссер скромничает, говорит: «Что вы, какой «Оскар», есть дела поважнее, я снимаю новый фильм, это очень сложная работа».
Напомним, что в прошлом году в Торонто подобным образом чествовали «Миллионера из трущоб», отхватившего восемь наград Американской киноакадемии.
От России на фестиваль отправились «Стиляги» Валерия Тодоровского, «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, а также фаворит недавнего ММКФ – фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» .
Ну а закрыл киносмотр байопик «Молодая Виктория», посвященный раннему периоду царствования королевы Великобритании и повествующий о ее союзе с принцем Альбертом.