Культура

12 марта 2008, 09:11

Кто боится Эдварда Олби?

Фото: Reuters

Даже если вы не заядлый театрал, то наверняка помните экранизацию Майка Николса его пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?» с Ричардом Бартоном и Элизабет Тейлор в главных ролях. Олби часто характеризуют как яркого представителя театра абсурда. В то же время он автор некоторых вполне реалистических пьес.

Как и почему в нем уживаются эти два, казалось бы, абсолютно разнонаправленных творческих вектора?

Наследник по прямой

Если бы гунн Атилла жил сегодня, он был бы театральным критиком», – язвительно заметил драматург

Полное имя драматурга – Эдвард Франклин Олби Третий. Вторым был его приемный дед, владелец сети небольших театров, которые специализировались на водевилях.

Эдварда усыновили состоятельные родители, он время от времени учился в разных престижных учебных заведениях, но не получил систематического образования. Зато наверняка запомнил так чарующую детей атмосферу театров, принадлежащих его родителям, там он быстро стал «своим».

Он рано оставил семью и принялся строить самостоятельную жизнь. Позже Олби обмолвился: «Они не были очень хорошими родителями, а я не был очень хорошим сыном».

Тем не менее все его мытарства (работа клерком в рекламном агентстве, посыльным, официантом, продавцом в книжном и музыкальном магазинах, составление музыкальных программ на радио) были подкреплены приличным содержанием, которым обеспечила его приемная бабушка.

В течение 10 лет Олби пробовал себя как прозаик и поэт, но без особого успеха. Написанная за ночь первая пьеса «Что случилось в зоопарке» покочевала по американским продюсерам, не проявившим к ней интереса, но зато пришлась по вкусу западноевропейским режиссерам и была поставлена в 1959 году.

Постановка состоялась в Западном Берлине, программа также включала пьесу Сэмюэля Беккета «Последняя лента Крэппа». В этом событии скрыто два символических момента, которые определили дальнейшую судьбу Олби. Его пьесы будут прочно ассоциироваться с абсурдистским направлением в драматургии, и именно европейские постановки будут обеспечивать ему дальнейший успех его пьес на родине, в США.

В 1960 году «Что случилось в зоопарке» ставят в Америке, в течение года в Европе, а потом в Америке идут на подмостках еще четыре пьесы Олби.

Дальше – типичная жизнь удачливого драматурга: премьеры, инсценировки, лекции, симпозиумы, стипендии и награды, среди которых надо отметить престижную для любого драматурга премию «Тони» и две Пулитцеровские премии. Популярность Олби закрепляет прогремевшая на Бродвее пьеса «Кто боится Вирджинии Вулф», которая выдержала шестьсот с лишним постановок и была экранизирована.

Статус живого классика в 90-е годы был подтвержден наградой Центра Кеннеди «за плодотворно прожитую жизнь» и Национальной медалью за достижения в области искусства, которую вручил драматургу президент США Билл Клинтон.

Но это награды, так сказать, по совокупности. А конкретные пьесы отмечались в последние годы не так уж и часто, от одной премии «Тони» до другой прошло 40 лет, лишь пьеса «Коза, или Кто такая Сильвия», очередная абсурдистская трагикомедия Олби, была в 2000 году выдвинута на премию «Тони».

И, как многие литераторы, Олби недолюбливает критиков: «Если бы гунн Атилла жил сегодня, он был бы театральным критиком», – язвительно заметил драматург.

Абсурд по-американски

Олби не отрицает влияния на свое творчество Сэмюэля Беккета, Эжена Ионеско и Жана Жене. Недаром он организовывал «атаку на Бродвей», то и дело собирая команды для постановки пьес этих авторов на подмостках, более привычных к комедии или мелодраме.

Что касается пьес самого Олби, то вряд ли можно уверенно вешать на него ярлык абсурдиста. Персонажи его пьес, как бы в насмешку над реализмом, – типичные характеры в типичных обстоятельствах.

Но абсурдным становится именно общение между ними. Пресловутые отчуждение и некоммуникабельность в 50–60-е годы становятся главной темой многих произведений литературы и кино, вспомним хотя бы «трилогию отчуждения» Антониони.

В первой пьесе «Что случилось в зоопарке» маргинал беседует с представителем среднего класса в городском парке; в самом известном его произведении, «Кто боится Вирджинии Вулф», две пары университетских преподавателей делятся друг с другом усталой ненавистью к затянувшейся семейной жизни.

В пьесе «Всё кончено» у одра умирающего (который находится «за сценой») собрались его родные и близкие. Абсурд является в этих произведениях именно как следование норме поведения, его форме, которая вырождается иногда в совершенно противоположное ожиданиям содержание. Ожиданиям, что важно в данном случае, социальным.

Популярность Олби пришлась еще и на очень значимый для американской истории период, когда были поставлены под сомнение самые основы социального устройства. Общество потребления ощутило, что находится в кризисном состоянии, когда старые ценности не работают, а новые еще не сформированы.

Противоречиями традиционно занималась литература так называемого критического реализма, новизна же Олби была в том, что он не ратовал, скажем, только за права негров или вещал о проблемах социального расслоения, но показывал, что эти проблемы лишь усугубляются, когда люди просто не слышат друг друга.

В какой-то степени вершиной этого направления в творчестве Олби является пьеса «Цитаты из председателя Мао», когда три персонажа говорят каждый на «своем» языке, кто-то цитирует китайского диктатора, кто-то поэзию XIX века, но коммуникации в ее полном смысле не происходит.

Главный инструмент драматургии Олби – монологи. Они огромны, запутанны и демонстрируют возможность пробиться к сущности персонажа путем избавления его от множества оболочек, в первую очередь социально обусловленных.

Значение драматургии Олби несомненно, хотя многие его пьесы кажутся несколько прямолинейными и старомодными. Как говорит один из персонажей фильма Вуди Аллена, «да-да, Бергман, отчуждение, мы это проходили».

Но не будем забывать, что американская драматургия очень молода, ее не тяготит многовековое европейское наследие с его школами, традициями и различными направлениями.

А молодая драматургия может позволить себе подростковую резкость, которая на фоне много чего повидавшей драматургии европейской выглядит действительно как открытие, как свежая кровь театра.

Текст: Олег Рогов

Вам может быть интересно

Россия объявила в розыск бывшего главу МВД Украины Арсена Авакова
Темы дня

Русский мэр-русофоб зачищает Таллин от всего русского

Новые власти Таллина, отстранив прежнего мэра, начали наводить в городе свои порядки, старательно выкорчевывая из него все русское или связанное с Россией. Политика действующего градоначальника Евгения Осиновского показывает, что для него нет вообще ничего святого.

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Новости

Захарова отреагировала на заявление Зеленского про шеврон на плече у Бога

Заявление украинского президента Владимира Зеленского про шеврон Украины на плече у Бога является «передозом», заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

СМИ: Вашингтон приостановил поставки боеприпасов Израилю

Администрация Джо Байдена на прошлой неделе приостановила поставку боеприпасов американского производства в Израиль. Об этом сообщает портал Axios со ссылкой на двух израильских чиновников.

Guardian заявила о «классической советской тактике» войск России

Российские войска, участвующие в специальной военной операции на Украине, «используют классическую советскую военную тактику», пишет британская пресса.

Лавров рассказал, как «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

ВСУ атаковали российские позиции плюшевым зайцем с тротилом (фото)

Украинские атаковали позиции ВС России у Часова Яра неуправляемым плюшевым зайцем на гелиевом шаре.

На Западе назвали последствия падения Часова Яра для ВСУ

После падения Часова Яра позиции Вооруженных сил Украины в Донбассе будут под угрозой, пишет газета The Independent.

В Германии раскритиковали бегство ВСУ

Вооруженные силы Украины вновь отступают без бронетехники и под огнем российской артиллерии, заявил немецкий журналист Юлиан Репке.

В Сети появились кадры инаугурационного Aurus Путина

Новая версия президентского лимузина Aurus была впервые продемонстрирована публике.

Депутат Рады рассказал о панике в офисе Зеленского

Паника охватила офис Владимира Зеленского на фоне проблем у ВСУ на фронте, заявил депутат Верховной рады Александр Дубинский, находящийся на Украине под стражей по подозрению в госизмене.

Чехия официально отозвала посла в России

Правительство Чехии официально отозвало на родину посла республики в России Витезслава Пивоньку, который вернулся в Прагу еще в конце 2022 года, сообщило информационное агентство CTK со ссылкой на чешское министерство иностранных дел.

В США заявили о присутствии французских войск в Донбассе

Бывший помощник замминистра обороны США Стивен Брайен в статье для Asia Times утверждает, что Франция направила солдат Иностранного легиона в районы Донбасса.

На Украине нашли способ избавиться от блэкаутов

Ветер и солнце помогут избежать массового отключения электричества, заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко.
Мнения

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?