Культура

13 ноября 2008, 18:21

Истина в бензине

Фото: ИТАР-ТАСС

Одна из главных книг года - роман «Асан» классика русской литературы Владимира Маканина - вышла почти вслед за премьерой фильма Алексея Учителя «Пленный», в основу сценария которого также положен рассказ Маканина «Кавказский пленный». Главные книги о войнах и революциях появляются, как правило, после их завершения, иногда – спустя десятилетия.

Осознание опыта чеченских войн подарило русской литературе ряд новых имен – например, Аркадий Бабченко* (повесть «Алхaн-Юрт», премия «Дебют» 2001), Захар Прилепин (роман «Патологии» (2004). Однако это была война глазами участников боевых действий.Маканин же выводит размышления о войне на более абстрактный, философский уровень, пытаясь понять внутренние механизмы, нащупать код обеих чеченских кампаний.

Главным оружием во время чеченских кампаний были не автоматы и БТР, а бензин и керосин

Один из самых излюбленных конфликтов в литературе о войне – противопоставление воюющих и тыловиков: «тыловая крыса» - термин вполне интернациональный, однако в русской армии (и соответственно, в литературе о войне) этот конфликт всегда особенно подчеркивался. Найти среди героев многочисленных произведений о войнах симпатичного завскладом или какого-нибудь снабженца – просто невозможно.

В этом, конечно, проявляется и традиционно русское шапкозакидательство, нелюбовь к организационным вопросам, регулярной деятельности, к практике кропотливого, «малого дела»: в русской армии всегда ценят «большой подвиг», везение, риск на поле боя.

Между тем, наплевательское отношение к снабжению и тыловому обеспечению войск всякий раз приводило к беде: Крымская кампания 1854-55 гг., Русско-Японская война, Первая мировая, и, конечно же, начальный период Великой Отечественной – за отсутствие слаженной работы тыла и фронта всегда приходилось расплачиваться человеческими жизнями.

Маканин, конечно же, все это держал в голове, когда писал «Асана»: но обе чеченские кампании, к тому же, не являются войнами в традиционном смысле. Когда линии фронта нет, когда «свой» в мгновение превращается в «чужого», да еще и на фоне общего морального распада страны, – кто и что является центром, нервом, сутью такой войны, понять очень сложно. Задумавшись об этом, Маканин совершил парадоксальный ход: он вывернул наизнанку традиционное представление о движущих причинах современной войны – и сделал главным героем романа не боевого офицера или солдат, а завскладом ГСМ (горюче-смазочных материалов) майора Александра Сергеевича Жилина (фамилия, широко известная благодаря «Кавказскому пленнику» Л. Н. Толстого).

Писательский талант заключается в том, чтобы у читателя не возникло и тени подозрений в правоте автора – о чем бы он не писал. Как это удалось Маканину, не воевавшему в Чечне – загадка, но это так: мы начинаем верить в то, что главным оружием во время чеченских кампаний были не автоматы и БТР, а бензин и керосин. Что главными героями войны были не стрелявшие, а снабжавшие. Причем по мере чтения романа ты в этом уже ни капли не сомневаешься.

Война в горах, рассудил Маканин, - это, по сути, война за дороги: для передвижения нужен бензин; вот вам и кровь этой войны, ее сонная артерия: перекуси ее – и все встанет.

Вечная нехватка «горючки» на войне – да еще и помноженная на тотальное воровство 90-х, дает потрясающий срез характеров и положений: тот, кто распоряжается ГСМ, становится богом войны, ее демиургом. Ее распорядителем и управителем. От незаметного майора-тыловика, распоряжающегося бочками с бензином, на такой войне зависит больше, чем от дивизий и генералов.

Воруют во время войны тотально, везде, всё: теперь это называется «бизнес», и его делают все, кто имеет хоть какое-то отношение к войне: русские с чеченскими сепаратистами утром воюют, вечером – торгуют захваченным. Кроме того, неповоротливая бюрократическая машина в армии мешает своим воевать, как следует, а потому без воровства, приписок и обмана вообще невозможно было бы вести боевые действия.

Все это кошмарной паутиной окутывает, пронизывает роман: поэтому Жилин (который каким-то чудом уцелел в ужасе первой кампании) нам дает понять, что уж пусть лучше такой дрянной войной руководят законы плохого, но «бизнеса», чем хаос и полная энтропия.

В таком случае, конечно, становятся важны личные качества героя. Мужик он, в общем, нормальный, добродушный. Типичность Жилина очень хорошо проявляется в эпизодах, когда он думает о своем «домике на берегу одной русской реки». На постройку этого дома уходят все «честно» заработанные им на войне деньги: за помощь в выкупе заложников (матери освобожденных солдат, чтобы отблагодарить майора, кроме денег предлагают еще и себя, абсолютно искренне, безо всякого насилия); за бензин, который передают в войска в обход начальства, зато без проволочек; тот же бензин продают и чеченским крестьянам; бензин же становится и предметом главного торга с боевиками, которые нападают на колонны. Но вот парадокс: жилинский бензин иногда спасает человеческие жизни – потому что бензин на войне стоит дороже.

Конечно, Жилин не герой и не святой: однако уже одно то, что, воруя, он думает не только о себе, но и о благе армии, а стало быть, о людях, делает его почти святым. Асан – так зовут одного из древних чеченских богов, еще времен язычества. «Асан Сергеевич» - так называют чеченские старики уважительно Жилина. Такой вот – местный божок нашего времени.

Древних богов, описанных в эпосах и поэмах, однако всегда губила жалость к людям. Майор в душе (хоть виду и не подает) все же жалеет двух контуженных солдатиков, едва выживших и работающих на складе у Жилина. Дважды он спасает их от почти верной смерти и тюрьмы; одновременно прикипает душой к ним. Это его и погубит: у одного из солдатиков на нервной почве развилась фобия – в его воспаленном мозгу смерть и деньги каким-то причудливым образом слились: при очередной сделке он своего спасителя пристрелит, сам не осознавая, что делает: просто эти – розовые, зеленые и прочие бумажки воплощают для него (и для нас) все зло этой войны. Нелепый выстрел – и нет больше бога горюче-смазочных материалов. И война закончилась.

Конечно, роман этот вовсе не о войне и не о Чечне. Человек тотально истончается, перестает быть личностью, теряет былую славу: эта идея прочитывается почти во всех произведениях Маканина. Одновременно писатель понимает также и то, что судить человека по прежним высоким меркам – абсурдно. И надо как-то скромнее и требовать, и спрашивать с человека - в смысле морали.

Доброта и сострадание понимаются уже как качества, присущие человеку не по определению, а по случайному стечению обстоятельств: если человек оказывается морален хотя бы в чем-то, пусть бы и случайно – уже и это надо ценить. Вместе с тем осколки, огрызки морали даже посреди выжженного пространства каким-то чудом всплывают, сами собой: это, может быть, и является самым ценным, важным в человеке – и в романе Маканина тоже.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Василий Геросин

Вам может быть интересно

Лавров заявил об отсутствии у Киева готовности к конструктивным переговорам
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

С начала 2026 года в России увеличится МРОТ и вступит в силу целый ряд реформ, включая ежегодный призыв в армию и новые правила социальной поддержки.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Путин: Военным есть чем порадовать граждан насчет результатов в зоне СВО

Во время посещения пункта управления войсками президент России Владимир Путин отметил, что военным есть чем порадовать граждан и отметил успешный ход выполнения задач СВО.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов