Культура

13 ноября 2008, 18:21

Истина в бензине

Фото: ИТАР-ТАСС

Одна из главных книг года - роман «Асан» классика русской литературы Владимира Маканина - вышла почти вслед за премьерой фильма Алексея Учителя «Пленный», в основу сценария которого также положен рассказ Маканина «Кавказский пленный». Главные книги о войнах и революциях появляются, как правило, после их завершения, иногда – спустя десятилетия.

Осознание опыта чеченских войн подарило русской литературе ряд новых имен – например, Аркадий Бабченко* (повесть «Алхaн-Юрт», премия «Дебют» 2001), Захар Прилепин (роман «Патологии» (2004). Однако это была война глазами участников боевых действий.Маканин же выводит размышления о войне на более абстрактный, философский уровень, пытаясь понять внутренние механизмы, нащупать код обеих чеченских кампаний.

Главным оружием во время чеченских кампаний были не автоматы и БТР, а бензин и керосин

Один из самых излюбленных конфликтов в литературе о войне – противопоставление воюющих и тыловиков: «тыловая крыса» - термин вполне интернациональный, однако в русской армии (и соответственно, в литературе о войне) этот конфликт всегда особенно подчеркивался. Найти среди героев многочисленных произведений о войнах симпатичного завскладом или какого-нибудь снабженца – просто невозможно.

В этом, конечно, проявляется и традиционно русское шапкозакидательство, нелюбовь к организационным вопросам, регулярной деятельности, к практике кропотливого, «малого дела»: в русской армии всегда ценят «большой подвиг», везение, риск на поле боя.

Между тем, наплевательское отношение к снабжению и тыловому обеспечению войск всякий раз приводило к беде: Крымская кампания 1854-55 гг., Русско-Японская война, Первая мировая, и, конечно же, начальный период Великой Отечественной – за отсутствие слаженной работы тыла и фронта всегда приходилось расплачиваться человеческими жизнями.

Маканин, конечно же, все это держал в голове, когда писал «Асана»: но обе чеченские кампании, к тому же, не являются войнами в традиционном смысле. Когда линии фронта нет, когда «свой» в мгновение превращается в «чужого», да еще и на фоне общего морального распада страны, – кто и что является центром, нервом, сутью такой войны, понять очень сложно. Задумавшись об этом, Маканин совершил парадоксальный ход: он вывернул наизнанку традиционное представление о движущих причинах современной войны – и сделал главным героем романа не боевого офицера или солдат, а завскладом ГСМ (горюче-смазочных материалов) майора Александра Сергеевича Жилина (фамилия, широко известная благодаря «Кавказскому пленнику» Л. Н. Толстого).

Писательский талант заключается в том, чтобы у читателя не возникло и тени подозрений в правоте автора – о чем бы он не писал. Как это удалось Маканину, не воевавшему в Чечне – загадка, но это так: мы начинаем верить в то, что главным оружием во время чеченских кампаний были не автоматы и БТР, а бензин и керосин. Что главными героями войны были не стрелявшие, а снабжавшие. Причем по мере чтения романа ты в этом уже ни капли не сомневаешься.

Война в горах, рассудил Маканин, - это, по сути, война за дороги: для передвижения нужен бензин; вот вам и кровь этой войны, ее сонная артерия: перекуси ее – и все встанет.

Вечная нехватка «горючки» на войне – да еще и помноженная на тотальное воровство 90-х, дает потрясающий срез характеров и положений: тот, кто распоряжается ГСМ, становится богом войны, ее демиургом. Ее распорядителем и управителем. От незаметного майора-тыловика, распоряжающегося бочками с бензином, на такой войне зависит больше, чем от дивизий и генералов.

Воруют во время войны тотально, везде, всё: теперь это называется «бизнес», и его делают все, кто имеет хоть какое-то отношение к войне: русские с чеченскими сепаратистами утром воюют, вечером – торгуют захваченным. Кроме того, неповоротливая бюрократическая машина в армии мешает своим воевать, как следует, а потому без воровства, приписок и обмана вообще невозможно было бы вести боевые действия.

Все это кошмарной паутиной окутывает, пронизывает роман: поэтому Жилин (который каким-то чудом уцелел в ужасе первой кампании) нам дает понять, что уж пусть лучше такой дрянной войной руководят законы плохого, но «бизнеса», чем хаос и полная энтропия.

В таком случае, конечно, становятся важны личные качества героя. Мужик он, в общем, нормальный, добродушный. Типичность Жилина очень хорошо проявляется в эпизодах, когда он думает о своем «домике на берегу одной русской реки». На постройку этого дома уходят все «честно» заработанные им на войне деньги: за помощь в выкупе заложников (матери освобожденных солдат, чтобы отблагодарить майора, кроме денег предлагают еще и себя, абсолютно искренне, безо всякого насилия); за бензин, который передают в войска в обход начальства, зато без проволочек; тот же бензин продают и чеченским крестьянам; бензин же становится и предметом главного торга с боевиками, которые нападают на колонны. Но вот парадокс: жилинский бензин иногда спасает человеческие жизни – потому что бензин на войне стоит дороже.

Конечно, Жилин не герой и не святой: однако уже одно то, что, воруя, он думает не только о себе, но и о благе армии, а стало быть, о людях, делает его почти святым. Асан – так зовут одного из древних чеченских богов, еще времен язычества. «Асан Сергеевич» - так называют чеченские старики уважительно Жилина. Такой вот – местный божок нашего времени.

Древних богов, описанных в эпосах и поэмах, однако всегда губила жалость к людям. Майор в душе (хоть виду и не подает) все же жалеет двух контуженных солдатиков, едва выживших и работающих на складе у Жилина. Дважды он спасает их от почти верной смерти и тюрьмы; одновременно прикипает душой к ним. Это его и погубит: у одного из солдатиков на нервной почве развилась фобия – в его воспаленном мозгу смерть и деньги каким-то причудливым образом слились: при очередной сделке он своего спасителя пристрелит, сам не осознавая, что делает: просто эти – розовые, зеленые и прочие бумажки воплощают для него (и для нас) все зло этой войны. Нелепый выстрел – и нет больше бога горюче-смазочных материалов. И война закончилась.

Конечно, роман этот вовсе не о войне и не о Чечне. Человек тотально истончается, перестает быть личностью, теряет былую славу: эта идея прочитывается почти во всех произведениях Маканина. Одновременно писатель понимает также и то, что судить человека по прежним высоким меркам – абсурдно. И надо как-то скромнее и требовать, и спрашивать с человека - в смысле морали.

Доброта и сострадание понимаются уже как качества, присущие человеку не по определению, а по случайному стечению обстоятельств: если человек оказывается морален хотя бы в чем-то, пусть бы и случайно – уже и это надо ценить. Вместе с тем осколки, огрызки морали даже посреди выжженного пространства каким-то чудом всплывают, сами собой: это, может быть, и является самым ценным, важным в человеке – и в романе Маканина тоже.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Василий Геросин

Вам может быть интересно

В Киеве прогремели новые взрывы
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?