Возможно, это будет первый материал, в котором вы не встретите упоминания прошлых проектов Лены. Сегодня она поет в собственной группе «Перья» и категорически не желает оглядываться назад. Ее по-настоящему первый альбом, выпущенный в 2004 году, назывался ультимативно: «Теперь я». Название нового альбома невольно перекликается с первым и словно утверждает его – слово «даты» так и хочется разложить на «да» и «ты».
От Лены к Елене
Обложка альбомы Елены Перовой "Даты" |
На обложке «Дат», искусно стилизованной под пожелтевший лист календаря, Перова неожиданно значится как Елена. На мой вопрос о том, с чем связано такое повышение статуса, Лена отвечает просто:
- Мы посоветовались с издателями и решили так написать. Не знаю, повысился ли таким образом мой статус в чьих-либо глазах, я такой цели не преследовала. Одним из мотивов послужило желание отделить телеведущую Лену Перову от музыканта Елены Перовой – таким вот нехитрым способом.
- Не планируешь такими темпами добраться до уровня Аллы Борисовны или Бориса Борисовича – когда в ход идут уже имя-отчество?
- Мне достаточно моей фамилии (смеется). Вообще ощущаю себя больше Перовой, чем Леной или Еленой.
Лена и в самом деле меньше всего похожа на Елену, а тем более на Елену Вячеславовну. Даже в серьезных песнях «Дат» сквозит какой-то юношеский задор и то особое мироощущение, когда ты считаешь себя на сто процентов взрослым, оставаясь при этом наивно-юным.
Таковы и тексты – броские, небанальные, но все же немного ломкие, отдающие девичьей тетрадкой для стихов, где рифмуется «небо» и «мне бы», «столько» и «только». Такова и музыка – большинство песен можно легко наиграть на одной гитаре, зная основные аккорды, и в этом кроется одновременно их непритязательность и их искренность.
«Даты», если коротко, – сочетание этой самой открытости, здоровой энергетики и трогательной нежности (чтобы почувствовать это, достаточно послушать, как Лена чередует «рук сплетение» и «рук смятение» уже в первой песне альбома). А это, как ни крути, атрибуты непосредственной юности.
Стать старше
Елена Перова (www.lenaperova.ru) |
И все-таки когда Лена говорит, что повзрослела, она ничуть не лукавит. Пластинка «Даты» по сравнению с «Теперь я» – значительный шаг вперед. Если продолжать изъясняться в понятиях возраста, переход от отрочества к юности. Первый альбом Перовой и «Перьев» именно сейчас, после выхода второй пластинки, выглядит тогдашней неуверенной попыткой встать на ноги, приучить пальцы к новой гитаре, фигурально говоря. Перова новая тогда еще не окончательно оторвалась от Перовой прежней – на альбоме была даже пара римейков старых, «попсового» периода песен.
К выходу «Дат» Лена, кажется, оперилась окончательно. Теперь она владеет этой метафорической гитарой уверенно, хотя и без захватывающей дух виртуозности. Иными словами, освоившись с базовой техникой и достигнув профессионального уровня, она пока еще не отточила свой индивидуальный стиль. В этом, по сути, кроется основной недостаток пластинки. С одной стороны, «Даты» полностью соответствуют конъюнктуре современного русского поп-рока, но при этом Лена и ее музыканты явно способны на большее.
Только ленивый критик не сравнит новые песни с работами Дианы Арбениной и Светланы Сургановой, хотя на пластинке есть и проблески чего-то особого, «перовского», – в отдельных напевах, аранжировках, строчках. Перова как будто боится переборщить с мелодичностью, чтобы не быть обвиненной в «попсовости», а между тем именно этим она берет больше всего. Самая, пожалуй, «перовская», музыкальная и оттого одна из лучших песен альбома – «Получай», которая не просится в репертуар других исполнительниц и не звучит вырванной оттуда.
«Получай» появляется почти в самом финале альбома, и тогда складывается впечатление, что во всех предыдущих песнях Лена разгоняется, чтобы взлететь до этого уровня. В «Желтом дереве», «Долгах», «Жизни» полет предвкушается, но так и не удается. В последнем же блоке Лена раскрывается в полную силу: «Получай», «Понедельник» и, наконец, то самое – «Лечу» (песня действительно так и называется).
Вот только полет неожиданно обрывается – одновременно с кодой. «Лечу» оказывается последней песней и потому оставляет некоторую недосказанность.
Лечу в небо
Елена Перова (www.lenaperova.ru) |
- А что дальше? – спрашиваю у Лены.
- Дальше нужно слушать сначала. Если поставить пластинку на повтор, то вопросы отпадают сами собой.
- Двенадцать треков – как двенадцать месяцев, после которых снова первый?
- Да, как год, как циферблат – после двенадцати снова на единицу.
- Ты изначально была настроена на такую концепцию двенадцати треков-месяцев, треков-часов? Или было записано больше песен, которые в пластинку не вошли?
- Нет, записала я именно двенадцать песен. Отбор состоялся до записи. Не по принципу хуже/лучше, а по принципу причастности песен к этой идее.
- А те песни, что оказались непричастными, планируется выпустить позже?
- Да, оставшиеся песни найдут свою жизнь на следующем альбоме.
Впрочем, пока Лена не заглядывает так далеко в будущее и больше озабочена судьбой текущего релиза. А судьба, надо сказать, преподносит приятые сюрпризы. Незадолго до выхода этой статьи Лена поделилась искренней радостью: ее песню «Лечу» взяли в эфир «Нашего радио». Впервые за время существования «Перьев».
- А до этого ты сталкивалась с открытым нежеланием редакторов ставить в эфир песню, потому что ее исполняет Лена Перова?
- Разумеется, сталкивалась. И это была «непреодолимая высота». Но даже пирамиды превращаются в песок в какой-то момент. Группе уже четыре с половиной года, и только сейчас мы попали на радио. Возможно, настало время.
Возможно, настало время. Лена почистила перья и рвется в бой. «Замкнутый круг надтреснул», – предвкушает она. И сейчас уже очевидно, что Перова со своей командой имеет достаточный потенциал, чтобы пробить этот круг окончательно.
Главное теперь – этот потенциал правильно реализовать.