Отчасти благодаря растущему количеству фестивалей, демонстрирующих довольно качественные образцы. А вот восточное и азиатское искусство нам почти не привозят. За исключением небольшого количества фильмов, попадающих или в ограниченный прокат, или опять же на фестивальные показы.
В силу такой ситуации прошедший недавно в Москве Форум культурных пересечений Rozamira оказался очень кстати. Ибо его программа как раз оказалась посвящена Востоку и Азии. И по окончании можно сказать: опыт весьма удачен, ибо не просто открывает для зрителя ряд знаковых имен, но дает возможность соотнести себя с особым мировосприятием.
Жизнь навстречу природе
На сборном концерте-открытии больше всего внимания привлекла молодая певица Севара Назархан |
Музыкальная программа собрала уникальных исполнителей самых разных этнических ответвлений. На сборном концерте-открытии больше всего внимания привлекла молодая певица Севара Назархан, родом из Узбекистана, участница многих этнических фестивалей мирового уровня и любимица Питера Гэбриэла. Хрупкая девушка, наделенная красивым голосом и удивительной внутренней силой, исполняет как народные мелодии, так и собственные сочинения. На концерте она работала в компании с отечественными музыкантами, что давало неожиданные звуковые сочетания.
Около тридцати музыкантов объединил перформанс «Ветер цветов солнца», выстроенный культовым художником Андреем Бартеневым. Собрав, казалось бы, несочетаемых исполнителей, Бартенев сумел создать единое действо, совсем непохожее на концерт из отдельных номеров. Происходящее начиналось и завершалось сочинениями Владимира Мартынова «Для семи роялей». Были здесь и пластические вкрапления – за них отвечали хореографы-исполнители Анна Абалихина и Дина Хусейн. А основная компания музыкантов, вступая друг за другом, создавала роскошное, многослойное полотно звуков. Мощная якутская певица-шаман Степанида Борисова, алтайская певица Тандалай с голосом в пять октав, все та же Севара Назархан – слушать их вместе оказалось особенно интересно. В финале появилась на две песни Жанна Агузарова, чье участие многие считали неправдоподобным. А на несколько экранов шла трансляция видеоряда, демонстрирующего красоту земной жизни. И пусть у каждого музыканта было совсем немного времени, запоминались абсолютно все. А таджик Давлатман Холов, исполняющий древнюю суфийскую музыку, и киргизские музыканты-виртуозы братья Джунушевы дали еще и сольные концерты в культурном центре «Дом».
Уйти, чтобы остаться
Мохсен Махмальбаф и Джонни То |
Джонни То – выходец из Гонконга. Сняв и спродюсировав за свою жизнь более 50 фильмов, он каждый раз стремится удивить. Ему интересно сочетать жанры и стили, входить в них, пробовать на вкус. Сочетание жесткости и иронии, изобретательность антуража, необычность, запоминаемость актерских лиц делает каждый его фильм достойным внимания.
Начался показ с одного из последних фильмов Джонни То «Выборы», рассказывающего о ритуале древней гонконгской организации, «Триады», – выборах нового главы, происходящих каждые два года, и возникшей страшной конкуренции между двумя претендентами. Скучноватая поначалу история, сделанная нарочито неторопливо, вскоре увлекает – личностями героев, их умением поступать по-мужски и высоко ценить понятие чести.
Ремейк другого фильма То, «Горячие новости», вскоре можно ожидать в России: права купила одна из крупных кинокомпаний. Любопытно, что именно эта история привлекла внимание российских производителей. «Горячие новости» – очень «новодрамовская» картина, и по стилистике, и по сути. Резкий, лихорадочный по ритму, где в смертельной схватке сходятся бандиты, полицейские и репортеры, фильм звучит одновременно смешно и страшно. Потребность журналистов делать новости из чего угодно, потребность полиции прославлять свое доброе имя, которое вовсе даже не такое доброе, выглядит ловушкой, куда люди, отдающие себя работе, отправляются по доброй воле. Действие хотя и происходит в Гонконге, но есть ощущение, что основой может послужить любая страна, ибо география здесь – не главное.
Особняком в программе оказался фильм То «Убийца на полный рабочий день», снятый пять лет назад. Жесткая, ироничная история о соперничестве двух киллеров, романтичного одиночки О и циничного красавца Тока, снята динамично, с балетным изяществом. Да фильм и напоминает балет: будто летящее, скользящее пространство, пластичные движения в такт музыке. С музыкой у То здесь особые отношения: он использует для усиления эффекта известные оперные темы.
Например, финальное сражение главных героев идет под сопровождение из «Евгения Онегина» Чайковского – сцены дуэли Онегина и Ленского. Герои «Убийц» действительно похожи на персонажей «Онегина» – и своим соперничеством, в первую очередь чисто мужским, и индивидуальными чертами.
Бывает, что по окончании фестиваля составителей упрекают в переизбытке информации. С «Розой мира» иначе: хочется большей плотности программы. Потому что есть ощущение, что интересных образцов восточного искусства хватает, но вот мы их не видим. Что обидно, поскольку есть потребность познавать глубже этот мир. Чтобы, быть может, лучше познать самих себя. Тем более что на своем поле Rozamira пока ни с кем не конкурирует. А значит, есть простор для дальнейшей работы.