Девелоперские компании подхватили тенденцию и с большим удовольствием меняют рублевские сотки на американские, прекрасно понимая, что продают людям неликвид.
Известное высказывание про обязанность каждого живущего на Земле построить дом, вырастить сына и посадить дерево воспринимается многими в части «построить дом» слишком буквально. Самое интересное, что дачи, которые сейчас модно называть поместьем, родовым имением или семейным гнездом, при всем многообразии архитектурных идей сходны в одном – высота элитных построек порой превышает постепенно уходящие в прошлое пятиэтажки. Оказывается, этажность загородных вилл объясняется тем, что сотки в престижных районах Подмосковья слишком дороги, а ютиться в малогабаритных домиках не позволяет положение: соседи будут косо смотреть.
В дом была зарыта круглая сумма денег, которой бы хватило на то, чтобы каждую неделю проводить уик-энд в доме отдыха в течение 20 лет
Один из моих знакомых уже реализовал свою мечту и наконец купил домик на свежем воздухе в плотно застроенном и изрезанном многометровыми заборами коттеджном поселке в Подмосковье. Наслаждался сомнительными красотами природы он недолго, так как столкнулся с бытовыми проблемами. Во-первых, поселок не охраняется, поэтому он был вынужден купить ружье для обороны родового гнезда; во-вторых, дорога от дома до работы занимает три часа, что заставляло любителя тихой деревенской жизни вставать в шесть утра. Теперь основным мотивом поездки в выходные на дачу является материальный: в дом была зарыта круглая сумма денег, которой бы хватило на то, чтобы каждую неделю проводить уик-энд в доме отдыха в течение 20 лет. Эта простая арифметика оказалась слишком трудной для инвестиционного банкира.
Тем не менее интерес к недвижимости у него не пропал. После покупки плохого актива в Подмосковье он почувствовал себя квалифицированным инвестором и решил диверсифицировать свои вложения, выйдя на рынок жилой недвижимости Германии. Там он собирается надстраивать два этажа над существующим таунхаусом для последующей сдачи в аренду. По данным крупного мирового риелтора Knightfrank, рынок жилой недвижимости Германии в последние 10 лет характеризовался стагнацией и, как результат, падением цен на 2%, тогда как рост цен за этот же период в Испании и Англии составил 177%. Но банкиры не ориентируются на цифры; ими движет вовсе не холодный расчет, а ложное ощущение того, что за границей надежнее.
В России дома имеют многоцелевое назначение: это не только тяжелая обуза, которая требует постоянных дополнительных вложений, и непродаваемый актив, но и гигантский квазибезопасный тайник для хранения наличной валюты. Кражи в районах, плотно населенных дачниками нового образца, явление частое, но даже это не заставляет практически никого задуматься об изменении своего устаревшего взгляда на жизнь.