Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевГлавная битва Порошенко и Коломойского еще впереди
Основная интрига украинских выборов не разрешилась до сих пор. Речь идет о втором туре выборов мэра Днепропетровска, куда вышли Борис Филатов, пообещавший вешать крымчан за выбор в пользу России, и Александр Вилкул, приближенный к олигарху Ахметову. По сути, это битва между Порошенко и Коломойским за контроль над бюджетом страны, а значит, за абсолютную власть.
По итогам прошедших местных выборов президент Украины Петр Порошенко проиграл олигарху Игорю Коломойскому сразу два ключевых города – Харьков и Одессу. Тем важнее для него взять реванш в Днепропетровске, где, вопреки всем предварительным прогнозам, его противник не смог в полной мере воспользоваться преимуществом родных стен. Впрочем, по порядку.
После того как значительная часть промышленного Донбасса отошла от Украины, Днепропетровская, Харьковская и Одесская области превратились в ключевые регионы в смысле наполнения государственной казны
Уверенная победа Геннадия Кернеса на выборах мэра Харькова выглядит тем сенсационнее, что в 2010 году он был избран главой города с большим скрипом и массой нарушений. Тогда понадобилась вся административная мощь Партии регионов и личная поддержка закадычного друга Михаила Добкина (предыдущего градоначальника, назначенного харьковским губернатором), чтобы этот неоднозначный персонаж с густым криминальным шлейфом одолел оппозиционного Арсена Авакова с разницей менее 1%. Это дало повод сторонникам будущего министра внутренних дел долго говорить о фальсификациях и подтасовках. Теперь же Кернес заручился поддержкой почти 65% избирателей, с лихвой обеспечивших ему победу в один тур (для этого, по новому законодательству, в городах с количеством населения свыше 90 тысяч человек требуется набрать более половины голосов). Это позволяет безусловному лидеру с некой вальяжностью заявлять о том, что выборы прошли «толерантно, конструктивно и качественно», а их результат «...свидетельствует о том, что я имею авторитет для людей».
С одной стороны, подобные заявления выглядят самонадеянными, если вспомнить про судебный процесс в Полтаве, на котором Кернес проходит в качестве обвиняемого в похищениях и пытках евромайдановцев, захватывавших здание Харьковской городской администрации весной прошлого года. В том случае, если суд примет решение не в его пользу, первую столицу советской Украины вполне могут ожидать досрочные мэрские выборы. Но, с другой стороны, за щуплыми плечами Геннадия Адольфовича маячит сегодня не какой-нибудь «Оппозиционный блок», от сотрудничества с которым он предусмотрительно уклонился (и не зря – предводитель местного отделения ОБ Михаил Добкин вместе со всеми однопартийцами так и не смог поучаствовать в выборах в горсовет). Триумфальное переизбрание Кернеса прошло под знаменами «Возрождения» – новой звезды на местном небосклоне, сверкнувшей в Харькове на этих выборах не менее ярко, чем его мэр.
#{smallinfographicleft=745050}Партия эта, созданная бывшим вожаком «комсомольского» крыла Партии регионов Виталием Хомутынником, представляет собой типичный бизнес-проект, приобрести «франшизу» которого может любой кредитоспособный клиент. На Закарпатье, к примеру, таковым стал народный депутат Михаил Ланьо, чья борьба за контрабандные потоки с земляком Виктором Балогой вылилась в июле этого года в знаменитую «бойню при Мукачево». А вот в Харькове (и еще нескольких привлекательных для себя населенных пунктах) воспользоваться брендом «Возрождения» пожелал некоронованный царь и бог Днепропетровщины миллиардер Игорь Коломойский.
То, что в качестве кандидата в мэры Коломойским был облюбован именно Кернес, отнюдь не случайно, поскольку обоих фигурантов связывают давние отношения. В интернете без труда можно найти запись телефонного разговора, где тогда еще простой секретарь Харьковского городского совета Геннадий Кернес заверял тогда еще просто видного бизнесмена Игоря Коломойского в своем глубочайшем почтении, обещая извести под корень в зоне своей юрисдикции (в сугубо административном плане, естественно) всех конкурентов собеседника.
Связь эта, по всей видимости, оказалась столь крепкой, что практически сразу после назначения Коломойского главой Днепропетровской области Кернес охладел к идее противостояния с Киевом, позволив осмелевшим националистам чувствовать себя в еще вчера враждебном Харькове абсолютно свободно – факельные шествия нацбатальона «Азов» там теперь становятся традицией. Взамен тонко чувствующему политическую конъюнктуру мэру были обеспечены все возможности для переизбрания – включая защиту (что крайне важно в нынешних непростых условиях). Не осталась внакладе и делегировавшая его политическая сила, которая теперь получит больше половины мандатов в горсовете. Плюс – первое место на выборах в областной совет.
- Политологи рассказали о реальной причине отмены выборов в Мариуполе
- Саакашвили призвал одесситов к протесту
- Местные выборы стали очередным шагом к фрагментации Украины
- Украине предстоят самые неадекватные выборы
- Алексей Блюминов: Первый этап перезагрузки постмайданного режима завершен
- Олигархи не могут поделить Мариуполь
- «Саакашвили спит и видит себя премьер-министром Украины»
- Теракт у Верховной рады позволит Порошенко додавить радикалов
- Яценюк торгует мандатами по бедности, а Порошенко – из жадности
- Украинские партии объединяются в "братскую могилу"
- Порошенко окончательно переварил Кличко
- Саакашвили помогает Порошенко избавиться от людей Коломойского
- Порошенко загнали в кредитный капкан
- Порошенко открыл "второй фронт" против агента ЦРУ
- Европа не исключает «путча олигархов» на Украине
В Одессе, правда, результаты «Возрождения» оказались куда скромнее, но лишь по той причине, что еще один действующий мэр (и еще один бывший «регионал») Геннадий Труханов предпочел баллотироваться от собственной партии «Доверяй делам» (которая, судя по предварительным подсчетам, получит почти половину мест в городском совете). Это вряд ли особо огорчит Коломойского, потому что Труханов, не без его поддержки избранный главой города 25 мая 2014 года (когда еще пепел в Доме профсоюзов остыть не успел), за прошедший год сумел не раз продемонстрировать верность своему новому патрону.
Одесский мэр исправно сотрудничал с прежним губернатором Игорем Палицей (прямой креатурой Коломойского) и конфликтовал со сменившим его Михаилом Саакашвили, которого легкий на язык днепропетровский олигарх как-то назвал «грязным сопливым наркоманом». Теперь же, когда Труханов неожиданно для всех набрал 52% голосов и оперативно объявил себя победителем (что уже подтвердил горизбирком), его вражда с Саакашвили, обиженным на проигрыш своего кандидата Саши Боровика, только усилится. И если учесть, что на стороне губернатора выступил председатель одесской организации Блока Петра Порошенко «Солидарность» Алексей Гончаренко, помочь Труханову сохранить под собой мэрское кресло по силам разве что Коломойскому. А долг, как известно, платежом красен.
Но пока благодетель подсчитывал возможные дивиденды от успехов в Одессе и Харькове, судьба преподнесла ему неприятный сюрприз. И, что самое обидное, – там, где он меньше всего ждал – на малой родине. Правая рука Коломойского – Борис Филатов – не просто не сумел повторить результат Кернеса и Труханова с игрой «в одно касание», но и умудрился стать вторым, проиграв почти 2% оппозиционному кандидату Александру Вилкулу. И теперь им предстоит встреча в довольно-таки непредсказуемом втором туре. Мало того, созданная Коломойским партия «Украинское объединение патриотов» (УКРОП) на выборах в городской совет тоже стала второй, уступив все тому же «Оппозиционному блоку», а в облсовет – вообще третьей, пропустив вперед еще и «Блок Петра Порошенко «Солидарность». Еще плачевнее выглядят дела у «Возрождения», позорно «пролетевшего» мимо горсовета.
Кто-то из политологов усмотрел причиной этого проигрыша легкомысленность представителей команды Коломойского (того же Филатова), уверенных, что уж у себя-то дома все схвачено-помечено. Ведь еще год назад их карманные активисты заставляли прятаться от люстрации в собственном кабинете областного прокурора Романа Федыка, а главу Государственного агентства земельных ресурсов Сергея Рудыка насильно мобилизовали в зону боевых действий. Так что даже теперь, после отставки Коломойского, им казалось, что для убедительной победы особо напрягаться не нужно: город и так любит своих героев.
#{ussr}Однако, как выясняется, любят далеко не все. К примеру, «ветеранов АТО», еще недавно вызывавших умиление у местных патриотов, теперь в «маршрутки» пускать не хотят. Но это, так сказать, слабые укусы на уровне низового электората, легко излечимые бесплатными продовольственными наборами. Гораздо ощутимее оказалось то, что Петр Порошенко, похоже, решил выдернуть из-под своего заклятого недруга Игоря Коломойского главную опору – базовый регион. Вначале, не без помощи американского посла Джеффри Пайетта, отстранив его от губернаторской должности. А теперь, посредством выборов, пытаясь отобрать контроль над областным центром.
При этом прекрасно осознавая, что скромная популярность его политической силы в Днепропетровске не позволит избрать стопроцентно своего мэра законным путем, а откровенное применение там админресурса невозможно ввиду наличия у олигарха достаточного количества боевиков и просто сочувствующих, Порошенко решил проблему, руководствуясь нехитрым правилом «Враг моего врага – мой друг». А именно – договорился с донецким миллиардером Ринатом Ахметовым, которому Коломойский за последние полтора года успел изрядно досадить.
Главным итогом этого сговора стало получение «Оппозиционным блоком» на Днепропетровщине «льготного режима» (в отличие от того же Харькова), позволившего добиться наилучших показателей как на выборах депутатов местных советов, так и на выборах мэра. Кандидатом в городские головы ОБ выдвинул Александра Вилкула – когда-то гендиректора принадлежащего Ахметову Северного горно-обогатительного комбината, с легкой руки и по поручению своего хозяина вначале побывавшего (еще при президенте Януковиче) главой Днепропетровской области, затем вице-премьером в правительстве Азарова, а в прошлом году избранного народным депутатом от «Оппозиционного блока».
Теперь же Вилкул всерьез нацелился на кресло днепропетровского градоправителя, заставляя приближенных Коломойского нервно вибрировать. «В Днепропетровске решается судьба Украины. Власть объединилась с реваншистскими силами, которые пытаются прийти сюда демократическим путем. Но мы будем бороться», – растревожился Геннадий Корбан. И, надо признать, несколько запоздало, если учесть, что сам Корбан уже успел с треском проиграть не только черниговские довыборы в Раду «завхозу» Порошенко (Сергею Березенко – главе Управления делами президента), но и местные выборы в столице. Причем, если проигрыш Виталию Кличко был еще предсказуем (впрочем, чтобы набрать всего 3% при деньгах Коломойского – это надо сильно «постараться»), то такой же примерно результат у УКРОПа, оставивший партию за порогом Киевского горсовета, – это уже по-настоящему болезненно.
Так что на сегодняшний день в противостоянии Порошенко с Коломойским (если брать и Киев) наблюдается счет 2:1 в пользу последнего – при одной отложенной партии. Цена которой, пожалуй, даже выше, чем формальное владение столицей. После того как значительная часть промышленного Донбасса отошла от Украины, Днепропетровская, Харьковская и Одесская области превратились в ключевые регионы в смысле наполнения государственной казны. Соответственно, кто контролирует там мэров, а также городские и областные советы (да еще в свете грядущей децентрализации, которую изо всех сил выкручивают у Порошенко нормандские гаранты), тот и будет диктовать Киеву свои условия совместного проживания.
Как говорится, кто девушку кормит, тому ее и танцевать.
И всё же надо подчеркнуть особо: поскольку Порошенко в этой принципиально важной для него битве вынужден ставить на человека из очевидной оппозиции, да еще приближенного к Ахметову и Януковичу, он эту битву уже проиграл и лишь хочет выйти из нее с минимально возможными потерями.