Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

12 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.

23 комментария
14 августа 2014, 08:36 • В мире

Финский нож в спину

Санкции РФ могут привести к отставке правительства Финляндии

Финский нож в спину
@ EPA/ИТАР-ТАСС, The Office of the President of the Republic of Finland

Tекст: Станислав Борзяков, Гуля Арифмезова

Финляндия – одна из стран, наиболее пострадавших от резкого ухудшения отношений между Россией и ЕС. Война санкций наложилась на внутренний кризис в национальной экономике, и правительству уже предсказывают скорую отставку. Есть ли в этом повод для радости и почему Финляндия столь болезненно переживает торговую войну, разбиралась газета ВЗГЛЯД.

Влиятельное международное издание Financial Times предсказывает действующему правительству Финляндии скорую отставку, а стране – досрочные парламентские выборы. Причина в том, что санкции (как со стороны ЕС в отношении России, так и со стороны России в отношении стран ЕС) могут значительно усугубить проблемы финской экономики.

Финскую экономику вследствие распада СССР накрыл мощный кризис с падением ВВП на 13% и ростом безработицы до 18%

Собственно, правящая коалиция в парламенте (состоящая, к слову, из шести партий) уже дышит на ладан. Первыми отколоться могут «зеленые», имеющие с правительством разногласия по части атомной энергии. В этом случае досрочные выборы (пока финны планируют избрать новый парламент в апреле 2015-го) почти неминуемы. Кроме того, как подчеркивают социологи, текущий парламентский расклад не отражает симпатии населения. К примеру, самой популярной партией с 2013 года является «Центр», находящийся в оппозиции. А 60% респондентов, опрошенных компанией Taloustutkimus, заявили, что Финляндии не стоило поддерживать направленные против России санкции, поскольку значение сотрудничества с РФ для страны очень велико.

Проблемы с экономикой у Финляндии начались не вчера, они длятся с 2008 года, то есть с момента мирового финансового кризиса. Но если ряду стран ЕС его последствия преодолеть удалось, то финнам нет. Крупнейшие компании сокращают свою операционную деятельность, закрываются фабрики, безработица выросла до 9%, экспорт страны упал на 13%. У локомотивов финской экономики – компании Nokia и целлюлозно-бумажной промышленности – тоже серьезные трудности. По прогнозам экономистов, в лучшем случае стране только через десять лет удастся выйти на показатели ВВП 2008 года.

А тут еще и санкции, ударившие по Финляндии дважды: сперва при наложении ограничений на сотрудничество с РФ, а потом и в рамках ответа РФ, прежде охотно закупавшей, к примеру, финскую молочную продукцию. «Не скрою, общее мнение состоит в том, что мы оказались между молотом и наковальней», – цитирует Financial Times премьер-министра страны Александра Стубба, возглавившего кабмин только полтора месяца назад. Ранее Стубб, занимавший тогда пост министра по делам ЕС и внешней торговле, предупреждал нацию, что в случае применения санкций против России экономическая ситуация в Финляндии продолжит ухудшаться.

Причины этого в том, что Россия является крупнейшим торговым партнером Финляндии, опережая даже Швецию и Германию: на ее долю приходится 11% финского экспорта. По словам Стубба, если российская экономика падает на 3%, то финская – автоматически на 0,5%. Таким образом, финны в последнюю очередь были заинтересованы в санкционной войне.

Фактически сейчас повторяется ситуация 90-х годов, когда финскую экономику вследствие распада СССР накрыл мощный кризис с падением ВВП на 13% и ростом безработицы до 18% (с пиком в 36% в 1994 году). На Советский Союз приходилось от 20% до 35% внешней торговли страны, были подписаны множество договоров о сотрудничестве в строительной и лесной промышленности. Всё это приказало долго жить, а финский импорт ввиду обнищания населения бывших республик Союза снизился. Затем последовали банковский и жилищный кризисы. Выбраться из этой ямы помог расцвет Nokia, но сейчас столь же надежные точки роста найти не удается.

Впрочем, директор русских программ финского Института международных отношений Аркадий Мошес сомневается в том, что кризис и санкционная война в итоге похоронят правительство. «В данном случае идет речь о малопонятной спекуляции, я не понимаю, какова вообще логика этого. С моей точки зрения, правительство Финляндии не принимает решений отдельно от Европейского союза, оно идет на санкции вместе с остальными членами ЕС, – заявил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Безусловно, в Финляндии идет бурное обсуждение вопроса санкций, говорят о возможных экономических потерях, которые понесет Финляндия, но никоим образом не представляется, что эта общественная дискуссия может привести к падению правительства. Я лично никаких предпосылок для этого в настоящий момент не вижу».

При этом если премьер-министр Стубб сравнил текущий кризис с кризисом 90-х, то Мошес считает такое сравнение некорректным. «Да, финская экономика сильно привязана к российскому рынку, но никакого сравнения с той ситуацией быть не может, потому что клиринговая торговля с СССР составляла 25% финского экспорта. Кстати, далеко не все статьи финского экспорта подпадают под санкции, реального объема финского сельскохозяйственного экспорта я вам сейчас не назову, но это не такие цифры, это несравнимые вещи», – заявил он.

Тем не менее Мошес признает, что финская экономика сильно завязана на российский рынок. «Это прежде всего туризм, который тоже даст ощутимый удар, если произойдет падение потока, но мы в настоящий момент не можем оценить динамические эффекты. Я, например, легко представляю себе массовый поток туристов, который будет целенаправленно заниматься индивидуальным импортом продовольствия, что, как известно, под санкции не попадает», – добавил эксперт, напомнив, что и в Финляндии, и в целом в ЕС экономическая динамика была не очень высокой, рост экономики – хрупким, причем еще до обострения отношений с Россией. «Поэтому, безусловно, любой негативный дополнительный экономический эффект будет проциклическим, он будет накладываться снова и снова на уже существующие проблемы. Но это уже известно, поэтому я не могу понять предпосылок прогнозов о падении правительства. То, что Финляндия готовится к худшим временам, – это не новость. И мы можем говорить только о дополнительных эффектах, но не о причинах».

В любом случае, даже если прогноз Financial Times сбудется, поводов для радости тут нет никаких. От санкционных войн России и ЕС Финляндия пострадала практически безвинно. Да, будучи членом Евросоюза, она вынужденно присоединилась к решению большинства, но до того как могла отговаривала Европу от политики санкций.

Когда после присоединения Крыма к РФ в Европарламенте было принято решение об отмене двусторонних встреч министров стран – членов ЕС с представителями России, премьер-министр Финляндии заявил, что его страна «в порядке исключения» продолжит контакты с Россией на уровне министров. Спустя несколько дней председатель финской делегации в ОБСЕ Илкка Канерва заявил, что возможные экономические санкции против России могут привести к эскалации кризиса на Украине. А президент страны Саули Ниинистё выразил мнение, что отношения между Москвой и Хельсинки по-прежнему хорошие, украинский кризис их не испортил.

Впоследствии Ниинистё предупреждал коллег, что санкции в отношении РФ опасны тем, что Москва в любом случае на них ответит, а это окажет пагубное влияние на европейские экономики. Аналогичное мнение озвучил и Стубб (хотя и не занимавший на тот момент пост премьера, но уже готовившийся к этой должности). По его словам, «санкции против России невыгодны никому», а значит, их следует избегать всеми возможными способами.

Увы, в итоге Хельсинки вынужденно присоединился к решению Брюсселя. До своего вступления в ЕС в 1995 году (впрочем, и ЕС тогда был совсем другим) Хельсинки успешно отбивался от давления США, ФРГ и Великобритании, недовольных тем, что Финляндия, будучи частью западного мира, имеет особые отношения с СССР (президент Урхо Калева Кекконен даже стал единственным «капиталистическим лидером», награжденным орденом Ленина). Эту «политику особых отношений» поддерживали и последующие финские лидеры.

Не исключено, что ситуация, в которой оказалась сейчас Европа, может усилить позиции евроскептиков, недовольных тем, что в Брюссель «ушли» значительные национальные полномочия суверенных стран (напомним, что недавно евроскептики показали значительные успехи при выборах в Европарламент). Войну санкций ведь не поддерживала не только Финляндия. Тут и Греция, и Венгрия, и Болгария, и другие страны. Если бы каждое правительство принимало решение индивидуально – одно дело. Но коллективно расплачиваться за политику бюрократов из Брюсселя готовы далеко не все европейцы.

Впрочем, у финских политиков может найтись контраргумент: Финляндия изначально планировала обратиться к Евросоюзу за компенсациями от негативного влияния санкций, а Стубб прямо заявил, что последствия санкций должны равномерно распределяться между странами ЕС. Брюссель уже изъявил готовность компенсировать часть убытков из своего бюджета, но насколько эти компенсации устроят недовольных, пока вопрос.

..............