Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
11 комментариевСемь бед нашего футбола
«Наше время»: 7 бед нашего футбола
По осени наш футбол сдает европейский экзамен. Сборная страны участвует в оборочных матчах – к мировому или европейскому первенству, клубы сражаются в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. Болельщик футбола по осени – обыкновенно скептик, выносящий приговор с подчеркнуто каменным лицом… Футбольный обозреватель Павел Васильев пишет о болевых точках спорта №1 - в газете «Наше время» .
После 0:0 с хорватами мой сосед, болельщик «Спартака» и таксист по профессии, поделился прогнозом: «Этого Гуса скоро выгонят. Он же не может повлиять на футболистов! А они мажут и мажут! Они мажут по воротам, а как на них повлияешь?». И в самом деле, футбол российский перед зрителем, болельщиком в большом долгу. Бед у него много, а побед мало. Я решил остановиться на первых, чтобы уж потом, после не возвращаться к ним никогда, а ждать вторых. Должны же они прийти. Или нет?
Мы живем в футбольной стране
Случайно ли в этом году канал НТВ отказался от трансляций престижной Лиги чемпионов? И это при том, что в Лиге играют сразу два российских клуба! |
Чуть ли не главной нашей бедой являются завышенные амбиции. Мы почему-то уверены, что футбол в России больше, чем футбол. На самом деле это давно уже не так. Футбол, оставаясь для нас спортом №1, давно уже потерял тот вес и значение, каким отличался, скажем, в шестидесятые. Тогда мальчишка, не умеющий играть в футбол – нонсенс, позор. Теперь же пустуют дворы и футбольные «коробки», молодежь занята иными проблемами. Дворовый футбол практически исчез, а ведь именно из него вышли наши лучшие игроки прежних лет. Да и умы занимают иные вещи: разговоров о вчерашнем матче почти не слышно ни в метро, ни в заводской курилке. Есть дела поважнее!
Рейтинги футбольных трансляций ни идут ни в какое сравнение с боевиками, сериалами и даже эстрадными концертами. Случайно ли в этом году канал НТВ отказался от трансляций престижной Лиги чемпионов? И это при том, что в Лиге играют сразу два российских клуба! Лигу чемпионов показывают только по каналу «Спорт», но этот канал дециметровый, и россияне его почти не видят.
Не стоит забывать, что после отделения южных республик, в первую очередь Грузии и Украины, мы стали большими северянами, чем были. Лишь с апреля по октябрь комфортно играется в футбол в России. А за Уралом этот период и того меньше.
Шведы и норвежцы никогда не кичились своим футболом. Но темпы его роста у наших северных соседей очень высоки. А нам мешают амбиции. Уверенность в том, что мы – великая футбольная держава.
У кого-то поля, у кого-то огороды
…Пробираемся раз с коллегами к главной арене Штутгарта. И что же? Вокруг арены целый комплекс травяных полей. 12 штук, не поленились подсчитать |
Качество футбольных полей – как качество российских дорог. Об этом столько говорено, столько изведено бумаги… Когда начали показывать английский чемпионат, мы тут прямо все разом ахнули: «Вот это да… Не поля, а бильярдные столы! Травинка к травинке». Любопытно заметить, что великолепные травяные газоны есть не только у грандов английской лиги, но и у вполне скромных клубов, у какого-нибудь «Саутгемптона», к примеру. И этот «Саутгемптон» решает свои скромные задачи на хорошем поле и не видит ничего дурного в том, что не попадает ни в какие еврокубки, а лишь борется за двенадцатое место в национальном чемпионате. Зато на его стадионе никогда нет свободных мест!
…Пробираемся раз с коллегами к главной арене Штутгарта. И что же? Вокруг арены целый комплекс травяных полей. 12 штук, не поленились подсчитать. На том играют мальчишки одного возраста, на этом – другого. Вон там бегают с мячом девушки, а тренер, конечно, дядя… А вот, пожалуйста, почтенные граждане борются с лишним весом, пинают мячик, сколько есть сил, и тоже на хорошей зеленой поляне.
Да что там! Главная, основная принадлежность футбола находится у нас в зачаточном состоянии. А мы хотим непременно выигрывать, имея на сегодня один, - подчеркиваю, один – европейский стадион на всю страну.
Правда, разговоры о строительстве новых полей и новых стадионов уже есть. Лет через десять сравним разговоры с делами.
Вот вам картина: посередь футбольного матча двух столичных школ вспыхивает нешуточная драка. Дерутся родители будущих футболистов. Дерутся из-за судейства! Выясняется, что арбитру дали и те, и другие, дали денег, чтобы он судил «правильно», а он, окаянный, судит правильно только в одну сторону. Мечутся тренеры, орут детишки, визжат мамаши, папы размахивают пудовыми кулаками и сыплют ругательствами. Словом, дым коромыслом… А поле, конечно, гаревое, то самое, что проложили после войны. Красота.
Явление это, прямо скажу, заурядное. Битва за очки вместо обучения игрой, вместо наслаждения от финтов, вместо плановой работы повсеместна. Именно по таблице результатов оценивается работа детской школы. Первые футбольные несправедливости ребенок узнает здесь в возрасте десяти лет.
Скажете, мелочь? Вовсе не мелочь: основные футбольные центры подготовки юных футболистов были развалены на развалинах СССР. Прежняя система поиска, отбора и воспитания талантов прекратила свое существование, закрылись знаменитые интернаты в Волгограде, Ростове-на-Дону, других городах. Умер «Кожаный мяч» – самое массовое соревнование, где кого только не нашли, не откопали. Да и знаменитые столичные школы едва держались на плаву и только теперь возрождаются. Однако клубы финансируют их по остаточному принципу: конкурса на должность детского тренера нет, туда идут не по призванию, а по необходимости. Лишь в самое последнее время, а точнее, год-два назад, для детей стали открывать искусственные газоны, учреждать стипендии для лучших специалистов. Но все это пока – капля в море, создание системы детского футбола лишь начинается. В лучших клубах Европы тем временем работают бесперебойные «фабрики футбольных звезд». У нас же элементарно не хватает молодых дарований. Да и желающих стать футболистами, стало заметно меньше.
Еще одной и весьма важной проблемой стали невысокие физические кондиции подрастающего поколения. Детские тренеры признаются, что не могут отрабатывать нормативы на той скорости, что рекомендуют методики и их личный опыт. Дети попросту не тянут нагрузок. А заодно имеют массу противопоказаний к ним. Иными словами, подрастающее поколение значительно слабее прежних, а особенно тех, что занимались футболом в советские времена. И это при том, что сам футбол становится более скоростным, более атлетичным.
Деньги сами играть не будут
Клуб, которому Сычев достался дешево, не смог противиться агенту, увидевшему, что Сычев – уже дорогой товар и на нем можно хорошо заработать |
На рубеже XX - XXI веков в наш футбол пришли большие по российским меркам деньги. Стало престижным иметь хоть какую-нибудь команду местному табачному королю или газовой отрасли. Однако эти вливания, спонсорство, а то и покупка на корню некогда «свободных» футбольных клубов не дали, да и не могли дать немедленных позитивных результатов. По сути результат был один: футболисты стали высокооплачиваемой кастой, и футбольный рынок диктовал дикие цены даже на посредственных игроков. Сами игроки с детства патронировались агентами, которые зачастую распоряжались судьбами молодых людей. Отсюда скандалы, по большей части невидимые, хотя дело Дмитрия Сычева всплыло на поверхность. Клуб, которому Сычев достался дешево, не смог противиться агенту, увидевшему, что Сычев – уже дорогой товар и на нем можно хорошо заработать. Молодой парень был продан в «Марсель», а потом перешел в «Локомотив», бросив «Спартак», где он, собственно, и заработал себе имя.
Бизнесмены, пришедшие в футбол, вели себя по законам бизнеса. А именно – требовали немедленной отдачи. Хоть какой-нибудь прибыли, выгоды. Получалось плохо. Отсюда противоречия с футбольными людьми, в первую очередь тренерами, которых увольнять стало модным. Бизнесмен считал себя хозяином, но не знал, что делать, чтобы добиться результата. Футболисты поняли, что на переходах из команды в команду можно неплохо заработать.
К сожалению, немедленный результат как главная цель оставлял за бортом качество футбольного поля, состояние своей футбольной школы… Получалось не развитие, а судорожные метания по таблице. Поколения футбольных менеджеров у нас еще пока не выросло.
Достижение немедленного результата требовало большого количества квалифицированных футболистов. В стране их не было. Покупать на стороне, а потом продавать с выгодой – это было очень понятно для новых футбольных хозяев. Так начался массовый приток иностранцев в российский футбол.
Стоит заметить, что в девяностые годы наши лучшие мастера, воспитанные еще советской футбольной школой, успешно выехали на Запад, так что первые агенты по продажам у нас уже были. Они быстро превратились в агентов по закупкам и – началось! Убедить президентов, что вот этот малый – «звезда» и что он стоит пока недорого, а вот мы его потом продадим с довеском, оказалось плевым делом. К нам поехали отовсюду и сосчитать, сколько всего приехало и уехало абсолютно невозможно. Но, стоит заметить, ни один агент не жаловался на бедность.
Основные футбольные центры подготовки юных футболистов были развалены на развалинах СССР |
Доходило до смешного. В «Спартак» привозили пять иностранных вратарей! И это при высоком качестве отечественной вратарской школы. Бразильцы были в такой цене, что их привозили прямо с пляжа. Охотно ехали в Россию из бывшей Югославии, один футболист, помнится, был замечен чуть ли не с автоматом в лесах Черногории. Но ничего, помылся, побрился и через неделю уже играл за Москву.
Понятно, что в качественных легионерах мы нуждаемся не меньше, чем любая страна. Но с чувством меры у нас всегда было плохо, и мы навезли столько неквалифицированного товара, что не знали, куда его деть. Зато рост отечественных футбольных кадров замедлился, застопорился и в результате наши молодежные и юношеские сборные оказались в тупике. Необстрелянная в чемпионате страны молодежь проигрывала сверстникам из Европы и ни разу не попала на олимпийские игры.
Легионеры приезжали и уезжали, но футболу российскому пользы эти перемещения не доставляли. Очень скоро выяснилось, что и в главную сборную трудно найти игроков, а особенно защитников: все в клубах занято иностранцами. Однако разрыв действующих контрактов означал выплату неустойки, а потому ввели мягкий лимит, основанный на том, что в этом году пусть играют сразу восемь легионеров, на будущий год семь и так далее, по убыванию.
Коррупция
- Коронация отложена
- «Урал» был «Баварией» 89 минут
- Армейское дежавю
- Газзаева обидел клоун
- Адвокат возьмет алкоголика в аренду
- Кошмар продолжается
- Восточное нашествие
В середине восьмидесятых годов прошлого века еженедельник «Футбол» опубликовал анкету 16 тренеров высшей лиги. Вопросов в ней было два. «Есть ли у нас договорные матчи?» - спрашивал еженедельник. «Да!» – ответили все 16 тренеров. «А ваша команда участвует в договорных матчах?» – уточняла редакция. «Нет!» – ответили все 16 правдорубов.
С тех пор ничего не изменилось. Клубы договариваются друг с другом, договариваются с арбитром, договариваются с игроками - и доказать всего этого нельзя, потому что в доказательствах никто не заинтересован. Чемпион страны определяется не только на поле, но и за его пределами, давным-давно уверен российский болельщик.
Иные тренеры и футболисты любят заявить в телекамеру: «Мы играем для зрителя»… К сожалению, в большинстве матчей нашего чемпионата красоты, эстетики, благородства, джентльменства, изящества, неожиданности, скорости, дриблинга, изыска, раскованности, блеска, сюжета, непредсказуемости, таланта так мало, что становится скучно.
В России на среднем матче присутствует 11 тысяч 506 человек. В Европе эта отметка приближается к 30 тысячам.