Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда транс-перехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

5 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
24 августа 2015, 14:38 • Общество

«Украина в качестве противника никогда нами не рассматривалась»

Яценюк обвинил Россию в развале украинской армии

«Украина в качестве противника никогда нами не рассматривалась»
@ Efrem Lukatsky/AP/ТАСС

Tекст: Роман Крецул

Плачевное состояние украинской армии в 2014 году – следствие ее уничтожения российской агентурой, заявил премьер страны Арсений Яценюк, умолчав, однако, о том, чем сам занимался в те годы. Между тем военные напоминают, что никто после 1991 года не сделал так много для укрепления украинской обороноспособности, как Москва.

Украинский премьер Арсений Яценюк заявил, что ВСУ в течение двух десятилетий «намеренно уничтожались российской агентурой».

Министерство обороны, Генеральный штаб, вся система национальной безопасности и обороны была нашпигована российской агентурой

«Это была часть российского плана. Министерство обороны, Генеральный штаб, вся система национальной безопасности и обороны была нашпигована российской агентурой, и украинские Вооруженные силы преднамеренно уничтожались. Враг знал о состоянии дел в Вооруженных силах», – приводит его слова УНИАН.

Однако, по словам главы правительства, за последние полтора года на Украине «не просто восстановлена, а фактически создана новая армия»: «Эта армия противостоит российской военной агрессии. Ни одна страна в мире сегодня не воюет с ядерной Россией».

«Еще год тому назад многие эксперты и аналитики говорили о том, что вряд ли Украина удержит российское нашествие. Вы удержали это нашествие», – обратился он к военнослужащим.

Напомним, в субботу примерно с такими же словами обращался к солдатам и президент Петр Порошенко, который тоже представил неспособность ВСУ выполнить свою задачу (восстановить контроль над Донбассом) как очередную украинскую победу. «Вы сделали невозможным наступление врага вглубь Украины, который, кроме аншлюса Крыма и Севастополя, планировал аннексировать еще как минимум 8 украинских регионов. Это вы освободили от оккупантов большую часть украинского Донбасса и локализовали боевиков в юго-восточных районах этих двух областей. Это вы, плотно сомкнув боевые ряды, неприступной крепостью крепко держите оборону против агрессора», – сказал он.

Путь незалежности

Слова Яценюка о российской агентуре, развалившей украинскую армию, вызывают вопрос, куда, собственно, смотрели в это время руководители украинского государства. Трое из бывших президентов – Кравчук, Кучма и Ющенко – присутствовали в понедельник на торжественном мероприятии в центре Киева, и, судя по всему, претензий к ним ни у кого нет. А между тем именно при их правлении армия была сокращена в несколько раз, а материально-техническая база пришла в полную негодность.

В конце 1991 года украинские вооруженные силы представляли собой самую мощную армию на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. В советское время на территории нынешней Украины размещался второй стратегический эшелон ВС СССР. Для сравнения: на территории европейской части нынешней Российской Федерации во времена Советского Союза находились, главным образом, тыловые части и учреждения. В начале 1990-х в Центральную Россию прибывали войска первого стратегического эшелона, выводившиеся из Германии. Эти части выгружались прямо в поля, где дожидались переформирования или ликвидации. Боеспособных войск было мало. Украина же в августе 1991-го приняла под свою юрисдикцию 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии, 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков армейской авиации, три воздушных армии и отдельную армию ПВО.

Это была 700-тысячная группировка, в составе которой было более 6 тыс. танков, около 1,1 тыс. боевых самолетов, 176 МБР и около 2,6 тыс. тактических ядерных ракет. Кроме того, Украине досталась мощная военная, аэрокосмическая и судостроительная промышленность.

Все это хозяйство в течение двух десятилетий постоянно сокращалось, продавалось за рубеж, утилизировалось, отправлялось гнить на базы хранения. К началу так называемой АТО в прошлом году киевские власти смогли собрать около 11 тысяч человек, 160 боеспособных танков, более 230 боевых машин пехоты и бронетранспортеров, 150 орудий и минометов. Вся эта техника во время летних боев была уничтожена. Сейчас украинские войска пополняются снятыми с консервации старыми машинами, поставками из Восточной Европы, немногочисленными образцами собственного производства.

Нынешний штат ВСУ составляет 250 тыс. человек. Правда, в июне выяснилось, что военный бюджет был запланирован на вдвое меньшую численность. Экономят, как обычно, на людях. В феврале Порошенко обещал платить участникам так называемой АТО 1 тыс. гривен в день. В действительности сейчас украинский воин получает как минимум 1,8 тыс. гривен в месяц, в «АТО» – вдвое больше. Средний размер денежного довольствия, по данным украинских СМИ, составляет 5,7 тыс. гривен в месяц (260 долларов), в год получается 68,4 тыс. гривен (3,2 тыс. долларов). Зато на оружие денег не жалеют. Порошенко уже пообещал ВСУ до конца года более 300 единиц бронетанковой техники, 400 автомобилей, 30 тыс. ракет и боеприпасов, стрелкового оружия, а также призвал молодых людей быть готовыми к седьмой волне мобилизации.

Новые успехи

#{ussr}Способность самих новых киевских властей к военному строительству проявилась еще во времена крымских событий: назначенный в феврале исполняющим обязанности министра обороны в правительстве Яценюка адмирал Игорь Тенюх определил на должность главы украинских ВМС контр-адмирала Дениса Березовского, который вместе с первым заместителем и с начальником штаба сразу же присягнул России. Дальнейшие подвиги ВСУ сводились в основном к обстрелам жилых кварталов.

«Победы», о которых говорят Яценюк с Порошенко, представляли собой Иловайский и Дебальцевский котлы, после которых украинская сторона сразу выходила на переговоры. Впрочем, как признался в субботу Порошенко, минские соглашения украинские власти рассматривают как военную хитрость, дающую возможность восстановить силы ВСУ.

В понедельник в ходе марша силовиков по центру Киева Порошенко раскрыл официальную статистику потерь украинской армии за прошедший период: 2100 человек. Наблюдатели неоднократно высказывали мнение, что на самом деле они намного больше.

Куда смотрели?

Единственный бывший руководитель украинского государства, к которому конкретно высказывались претензии за развал армии, – свергнутый Виктор Янукович. Замысел его военной реформы состоял в том, чтобы создать немногочисленную, но профессиональную и хорошо вооруженную армию. К началу прошлого года на Украине фактически был отменен призыв, к 2017-му ВСУ должны были полностью перейти на контрактную основу. Придя к власти и начав войну, майданщики свернули реформу, а после нескольких волн мобилизации начали жаловаться, что призванный контингент их не устраивает. «Алкоголики и уклонисты, наркоманы и идиоты», – охарактеризовал значительную часть мобилизованных советник Порошенко Юрий Бирюков, предложивший перейти к системе вербовки.

Глава украинского Центра евразийских исследований Владимир Корнилов напоминает, что нынешние украинские политики и до 2014 года были частью украинской власти. «Если действительно речь идет о том, что вооруженные силы Украины разваливала якобы российская агентура, то тогда можно сказать, что Порошенко, Яценюк, Тимошенко – главные кремлевские агенты, поскольку они активно участвовали в развале, во всяком случае, в определенные периоды украинской истории», – заметил он в интервью газете ВЗГЛЯД.

«Куда смотрел бывший министр иностранных дел Яценюк, почему он не заметил этого планомерного уничтожения, когда он был во власти? – сказал он. – Почему этого не замечал Петр Порошенко, будучи министром в разных правительствах – и Виктора Ющенко, и того же Виктора Януковича? Давайте вспомним, чья идея была отказаться от воинского призыва в украинской армии? Юлии Тимошенко, ныне соратницы по коалиции Яценюка. И когда Яценюк и Тимошенко вовсю агитировали за оранжевый блок Виктора Ющенко, они призывали к этой идее. И только потом Янукович, увидев популярность этой идеи, вынужден был ее поддержать. Тогда получается, что и Яценюк, и Порошенко, и Тимошенко были агентами Кремля, который разваливал украинскую армию, а Янукович присоединился к этой когорте гораздо позже их».

Бесполезная поддержка

Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов так объясняет произошедшее с украинской армией за два с лишним десятилетия: «На рынок можно выйти только с боеспособным технически готовым оружием. Поэтому все лучшее стали распродавать ради того, чтобы получить деньги. Прежде всего в свой карман», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.

По его словам, заявление Яценюка – неприкрытая ложь, поскольку руководство Российской Федерации после 1991 года не то что не разваливало украинскую армию, а напротив, как только могло поддерживало ее: «Когда в 1992 году в Ташкенте делили квоты по договору об обычных вооружениях, Украина благодаря России получила преференции, – вспоминает генерал. – Если мы где-то ограничивали квоты Грузии, Азербайджану, то Украина получила 4 тыс. танков, 4 тыс. орудий и т.д. Когда министром обороны был Валерий Шмаров (1994–1996), а потом Александр Кузьмук (1996–2001), то мы проводили совместные учения, организовывали совместное производство вооружений и военной техники, совместный ремонт, помогали украинцам даже выходить на рынки вооружений. Все вооружения делались в кооперации, и Россия помогала в этом плане. Украинские предприятия получали заказы, и ни о каком подрыве боеспособности речи не шло. Вот когда министром обороны стал Юрий Ехануров (2007–2009), который начал ставить вопрос о войне с Россией, мы немножко пожмурились, но военно-техническое сотрудничество, военное сотрудничество не сокращали».

«В 1999 году на Ашулуке в Астраханской области проходили учения объединенной системы ПВО стран СНГ. Украина в нее не входила. Мы позволили украинской армии участвовать в этих учениях – у них не было подходящих полигонов.

То же самое с флотом: ВМС Украины и Черноморский флот во времена Кузьмука создали совместное управление рейдом Севастополя, создали объединенную оперативную эскадру, проводили совместные учения с боевыми стрельбами. Так что все, что говорит Яценюк, – сплошная ложь и попытка оправдать свои неудачи, катастрофу, которую они навязали украинской армии», – рассказал Ивашов.

«Украина никогда в качестве противника нами не рассматривалась, а всегда как, по крайней мере, потенциальный союзник», – подытожил он.

..............